UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тенизация экономики из-за мобилизации: борьба за мужчин между государством и бизнесом усиливается

Работодатели все чаще соглашаются на неофициальное трудоустройство.

Пока официальные цифры не показывают реальной реакции рабочих и работодателей на мобилизацию в Украине. То есть, не отражают ситуации в теневом секторе экономики. Однако государство и работодатели уже «развернули борьбу» за людей, и в дальнейшем ситуация будет только усугублять, говорится в исследовании журналистов ЭП.

"Мы склоняемся к гипотезе, что уровень неформальной занятости увеличился. До полномасштабного вторжения он сокращался, прежде всего – благодаря усилиям контрольных органов. Сейчас проверок почти нет, зато есть другие факторы, которые побуждают людей не оформляться официально", – отмечает заведующий сектором социальных рисков. сфере занятости населения Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи Александр Цимбал

Представители бизнеса рассказывают, что им становится все сложнее искать людей на вакантных должностях. Не исключение и крупные международные компании, у которых раньше не было проблем с кандидатами.

"Там, где есть производство, есть работники, которые трудоустроены неофициально. В условиях узкоспециализированного кадрового голода работодатель идет на компромисс и выбирает одну из форм сотрудничества: официальное трудоустройство, фриланс или ФЛП. Часто отсутствие справки с ТЦК может быть ключевым требованием потенциального работника", – говорит собеседник ЭП в одной из крупных бизнес-ассоциаций.

Есть случаи, когда сотрудники компаний во избежание контактов с ТЦК решают перейти на полностью неофициальное трудоустройство.

"Человек увольняется и начинает получать зарплату в конверте. Кто-то уходит в бессрочный отпуск без сохранения зарплаты, однако продолжает работать", – говорит советник юридической фирмы GRACERS Сергей Савинский.

О масштабах таких увольнений могут свидетельствовать социологические исследования. По данным Advanter Group, в Украине могли уволиться 14,6% работников предприятий из-за опасений, связанных с усилением мобилизации.

«В начале 2024 года между государством и бизнесом развернулась настоящая борьба за людей, недостающих как для нужд обороны, так и для работы экономики», - пришли к выводу журналисты.