В банк, как на работу
Сегодня об оценке реальных валютных рисков думают и НБУ, и МВФ, мировые рейтинговые агентства и инвесторы, бизнес и просто население. Как подстелить соломку?
Простой пример. Несмотря на рекордные объемы валюты на счетах в НБУ, до сих пор действует запрет (введенный еще в начале военных действий) на суточный лимит снятия наличных в банковских учреждениях — в пределах не больше эквивалента 100 тыс. грн. Даже о смягчении этого лимита (хотя бы в гривне) речь не идет. И касается он населения.
Так что тем гражданам, кто хочет, например, приобрести себе жилье (после его потери из-за войны), требуются даже не недели, а месяцы, чтобы получить свои средства, ранее положенные на банковский счет.
Очевидно, причина удержания лимитов заключается в том, что регулятор опасается форс-мажорных обстоятельств, когда всем (как это уже происходило весной 2022-го) одновременно понадобится доступ к своим счетам.
И странным такое ожидание не выглядит, если учесть хотя бы свежие прогнозы МВФ. Недавно Международный валютный фонд обновил свой экономический прогноз для Украины. Его негативный сценарий (согласно которому война завершится до конца 2025 года) предполагает, что из-за интенсификации войны шок для экономики Украины начнется уже во втором квартале 2024-го.
В свою очередь частичный дефолт прогнозирует мировое агентство Fitch Ratings (Лондон). Fitch подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Украины в иностранной валюте на уровне CC. Ниже только дефолт и банкротство. И это при условии вероятной реструктуризации коммерческого долга в иностранной валюте.
В гривне присвоен рейтинг CCC-. Причина — макронеопределенность, вызванная войной.
Не радужные ожидания и у международного рейтингового агентства S&P Global Ratings, снизившего долгосрочный суверенный кредитный рейтинг и рейтинг эмитента в иностранной валюте Украины до CC с CCC, прогноз негативный. Агентство также допускает вероятность, что со временем снизит рейтинг до SD (выборочный дефолт).
Когда именно наступят форс-мажорные обстоятельства, зависит от внешней помощи. Точнее, от ее существенного уменьшения. Пока за счет поступлений валюты в Украину они откладываются. Сначала со второго квартала на осень. Теперь с осени уже на следующий год.
Путем турецкой лиры?
Если еще в конце 2021 года за доллар США давали лишь немногим более 8 турецких лир, то по состоянию на март 2024-го лира всего за два с половиной года девальвировала в четыре раза, до более чем 32 лиры/доллар. Пример соседа не особенно вдохновляет Украину.
Очень продолжительный период низких ставок турецкого центробанка при высокой инфляции сыграл с лирой злую шутку. Потому что когда Турция в прошлом году резко увеличила процент учетной ставки вдвое — с 8 до 15%, это ни на что не повлияло.
Инфляция февраля продемонстрировала шокирующие 67% годовых. А сейчас не особо помогает и фантастическое увеличение учетной ставки до 50% в марте текущего года — доллар к лире только приостановился.
Экономические реалии Турции вызваны не только политикой слишком низких ставок в прошлом. Были и другие серьезные причины.
- Геополитические риски (конфликты на Ближнем Востоке, особенно сирийское направление).
- Инфляционные и девальвационные психологические ожидания.
- Активные и очень существенные интервенции центробанка.
- Неоднократное значительное повышение минимальной оплаты труда.
- Поддержка национальной денежной единицы жесткими монетарными средствами.
- Недоверие инвесторов к не слишком предсказуемой экономике.
- Недоверие населения.
- Природные катаклизмы.
- Сальдо платежного баланса, приводящее к дефициту валюты.
Несложно заметить, что часть этих причин немного напоминают украинские. Главное отличие — в Украине идет война, и пока партнеры своим потоком долларов и евро помогают сбалансировать госбюджет.
В чем заключается главная опасность? Отложенный эффект валютной пружины, сработавший в свое время в Турции, может сработать и в Украине. Потому что если полученного в этом году внешнего финансирования будет недостаточно и оно не выровняет бюджетный дисбаланс 2024-го, то во второй половине года придется искать дополнительные источники для бюджета. Иначе форс-мажора не избежать. А как видим на примере Турции, учетная ставка, на которую, скорее всего, рассчитывает Национальный банк Украины, не всегда спасает ситуацию.
Так что неслучайно НБУ продолжает умеренную контролируемую девальвацию гривни, хотя валютных резервов у него сейчас вполне достаточно. Да и партнеры пока что компенсируют нехватку получения «социалки» от США очень надежно.
Думаем, читатели заметили, что с момента старта новой валютной стратегии с большей гибкостью обменного курса (начало октября 2023 года) гривня уже ощутимо похудела, потеряв 10% своего веса на межбанке. Но никто ей не мешает худеть и в дальнейшем, скажем, до уровня 41–43 грн за доллар в конце текущего года.
Угроза форс-мажора сместилась на 2025-й
Да, в первом квартале текущего года экономическую и курсовую стабильность удержали. Более того, золотовалютные резервы Украины по состоянию на 1 апреля обновили исторический рекорд — 43,763 млрд долл.
Но если в других условиях рекордный рост валютной копилки способствовал бы невероятному оживлению в экономике (стремительное усиление национальной валюты, оптимизм внутренних и внешних инвесторов, бурное развитие, невероятный потребительский и деловой оптимизм, дешевые кредиты и т.д.), то сейчас рынки страны восприняли положительную валютную информацию очень прохладно.
Гривня как делала два шага вперед, один шаг назад, так и продолжает это делать. А это означает, что, несмотря на валюту в резервах НБУ, угроза форс-мажора никуда не исчезла. Поэтому без внешней помощи нас ожидают серьезные проблемы в экономике. Несмотря на то, что по итогам первых трех месяцев года поступления на единый казначейский счет даже несколько превысили кассовые расходы, а налоговики и таможенники перевыполнили планы доходов.
И это при том, что ни правительство, ни НБУ не имеют определяющего влияния на объем и периодичность внешних поступлений. Они были и остаются главной составляющей в экономическом уравнении Украины. Поэтому угроза финансовых и общеэкономических проблем продолжит преследовать страну, перемещаясь во времени.
Соответственно, риски, которые подчеркивают экономисты в своих прогнозах (например, риски недофинансирования социальных секторов), никуда не делились. Сейчас они просто перешли на следующие периоды — своевременные выплаты заработной платы 500 тысячам государственных служащих и 1,4 миллиона учителей, а также выплаты для 10 миллионов пенсионеров зависят в основном от наших партнеров.
Поэтому существуют серьезные риски, что в случае нехватки внешних поступлений, например, социальные выплаты таки проведут более-менее своевременно, но в том числе с помощью печатного станка. Однако риски такого сценария текущего года пока умеренные. Потому что на сегодняшний день уже не 2024-й, а 2025 год выглядит решающим для экономической и курсовой стабильности.