Конгресс США принял закон, финансирующий ключевые соглашения США с островными государствами Тихого океана, результатом которого станет облегчение в Индийско-Тихоокеанском регионе после того, как предварительные задержки подорвали усилия противостоять Китаю, пишет Financial Times. В пятницу Сенат выделил 7,1 миллиарда долларов на финансирование в течение 20 лет для Договоров о свободной ассоциации (Cofa) — соглашения, предоставляющего США эксклюзивный военный доступ к Палау, Маршалловым островам и Федеративной Республике Микронезии в обмен на экономическую поддержку.
Деньги были включены в пакет расходов на 460 миллиардов долларов, предназначенный для того, чтобы государственные учреждения не закрывались в полночь. Этот шаг был сделан через несколько недель после того, как его изъяли из другого законопроекта, что вызвало беспокойство, что США отказываются от обязательств делать больше с партнерами в Тихом океане.
Хотя три островных государства являются крошечными, они охватывают 4000 км Тихого океана, обеспечивая критически важный доступ для США для работы в Индо-Тихоокеанском регионе и помогают преодолеть то, что Пентагон называет «тиранией расстояния». Они обеспечивают место для базирования ракет и радаров раннего предупреждения в дополнение к полигону для испытаний межконтинентальных баллистических ракет.
Сенатор Дэн Салливан, интересующийся тихоокеанским регионом республиканец из Аляски, сказал, что «важно» финансировать Cofa.
«Наша сеть партнеров и союзников – включая эти три островных государства в Тихом океане – является одним из самых больших сравнительных преимуществ нашей страны по сравнению с диктатурами в Пекине, Москве и Тегеране, – сказал он Financial Times. — Инвестиция служит нашим взаимным интересам в противодействии агрессивным региональным планам Коммунистической партии Китая».
В последние недели лидеры трех стран предупреждали, что задержка финансирования создает неопределенность и «нежелательные возможности для экономической эксплуатации конкурентными политическими игроками в Тихом океане».
«Если наш бюджетный процесс и дальше будет показывать, что самая большая демократия мира не может обеспечить собственный народ и мир, это нанесет долговременный ущерб региону, где мы всегда пытаемся доказать, что США являются надежным партнером, — сказала Кэтрин Пейк, бывшее должностное лицо Совета национальной безопасности которая сейчас работает в мозговом центре Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. — Весь Тихоокеанский регион смотрит на Cofa как символ приверженности США этому региону».
Накануне голосования Дэвид Пануэло, бывший президент Федеративных Штатов Микронезии, заявил, что «растет разочарование» из-за отсутствия финансирования обновленных соглашений, которые должны вступить в силу в октябре прошлого года.
"Каждый день, проходящий без финансирования соглашения... увеличивает вероятность того, что ФШМ станет еще более зависимым от Китая, а не от наших традиционных союзников", - сказал он Financial Times.
Выкручивание рук привлекает к жесткой геополитической конкуренции, поскольку Китай быстро оказывает влияние на тихоокеанские островные государства, на морской территории которых США вели решающие битвы во время Второй мировой войны. Растущее экономическое присутствие Китая и усилия по наращиванию влияния и связей в сфере безопасности привели к изоляции традиционных партнеров региона.
Австралия, самый большой донор, на который приходится 39% всей помощи, потраченной в регионе за последние 20 лет, согласно аналитическому центру Института Лоуи, с 2018 года увеличила поддержку своих тихоокеанских соседей. В том же году Новая Зеландия запустила «Тихоокеанскую перезагрузку», направленную на усиление собственной безопасности, помогая развивающимся соседям достичь подлинного процветания.
После того, как в 2019 году Соломоновы острова и Кирибати изменили дипломатическое признание из Тайваня на Китай, а Пекин заключил с Соломоновыми островами соглашение о безопасности в 2022 году, США начали действовать. Они пообещали вновь открыть свое посольство на Соломоновых Островах через 29 лет, организовали свой первый в истории саммит с лидерами тихоокеанских островов и приняли стратегию Тихоокеанского партнерства, поддержанную помощью в 1 миллиард долларов. Япония также активизировала свою активность в регионе.
Но ни США и их союзники, ни Китай не одерживают легких побед. Западные страны обеспокоены тем, что их участие, часто сопровождающееся условиями управления, может казаться менее привлекательным, чем займы и инвестиции Китая в инфраструктуру или в прямую поддержку отдельных политиков.
"Демократические ценности и требования подотчетности ограничивают то, как западные доноры конкурируют с быстрой и эффектной помощью Китая, которая часто направлена на критическую инфраструктуру, доступ к ресурсам и приверженность элите", - сказала Мег Кин, директор программы Lowy's Pacific Islands.
Однако китайская экономическая помощь далеко не всегда превращается в политическое влияние. Анна Паулз, эксперт по тихоокеанской безопасности в Университете Масси в Новой Зеландии, указала на неспособность Китая убедить Фиджи принять его вакцину от Covid-19, несмотря на огромное давление на страну.
«Если бы Фиджи приняли Sinovac, это придало бы ему легитимность в остальном регионе. Но Фиджи знали, что если они примут ее, это уничтожит их индустрию туризма», – сказала она.
Объявленный рост экономических показателей в Китае до уровня +5% ВВП является скорее политическими лозунгами. Китай объявляет о планах своего развития и изменении вектора во внутреннем инвестировании, уделяя внимание новым проектам по высокопроизводительным отраслям – Зеленая энергетика, искусственный интеллект и цифровые услуги. Однако, по мнению обозревателей издания Еconomist, эти планы являются не более чем причудливыми идеями, которые не удастся реализовать вследствие существенных проблем в экономике страны.