США хочет помочь Восточной Европе сократить ее энергозависимость от России, пишет издание The New York Times.
"США хотели бы сократить долю России на газовом рынке Восточной Европы на 20 % к 2020 году, считая, это важнейшим шагом вперед", - говорит спецпредставителя Госдепартамента США по вопросам энергетики Амос Хохстейн.
В то время как администрация американского президента Барака Обамы думает над новыми санкциями в отношении России, и взвешивает необходимость предоставления Украине военной помощи, существуют не менее сильные сигналы о том, что на ряду с этим всем США хочет помочь Восточной Европе сократить ее зависимость от российских энергоносителей.
Трубопроводы и электростанции – это оружие, которое характерно для нынешнего времени конфликта США и Россией, говорится в статье.
"Успех в реализации задуманного, как говорят американские чиновники, ознаменует наконец "освобождение" бывших советских республик и партнеров от десятилетий экономического запугивания Москвы", - пишет автор.
Для этого, Вашингтон помогает прокладывать новые газопроводы и строить терминалы для хранения сжиженного газа в регионе, который более чем на 70% зависит от российских энергопоставок. Также это стимулирует американские компании участвовать в тендерах на строительство АЭС в Европе и разрабатывать месторождения сланцевого газа.
Однако, наряду с действиями США, Кремль со своей стороны предупреждает правительства соседних стран о последствиях, которые могут их ожидать при попытках получать энергоресурсы Запада. Россия пытается обойти США по заключению договоров в сфере ядерной энергетики, скупает сеть трубопроводов по всей Европе, с тем, чтобы контролировать, как европейские правительства будут распоряжаться этими поставками.
"Это шахматная игра", - говорит Хохстейн. Кризис в Украине повысил ставки в этой "игре". Аннексия Россией Крыма в прошлом году, поддержка боевиков на Донбассе повлияли на ход мыслей в Европе, что и побудило европейцев к намерению уменьшать энергозависимость от России.
В январе госсекретарь США Джон Керри посетил Болгарию, которая на 85% зависит от России по поставкам газа, и от обслуживании АЭС. В ходе переговоров он затронул газовый вопрос и порекомендовал рассмотреть заявку американской компании на строительство АЭС.
"Битву мы выиграли", - сказал Керри штатным сотрудникам посольства США в Софии. "И вот мы сегодня в 2015 году здесь, а Россия по-прежнему пытается навязать людям свою волю", - сказал он.
В ноябре вице-президент Джо Байден посетил Румынию, еще одну "уязвимую страну", а также Турцию, которую Европа видит как мост в богатую ресурсами Центральную Азию.
Советник секретаря государственного департамента Виктория Нуланд провела большую часть последних нескольких месяцев, согласовывая энергетические стратегии с Европой. Нуланд приветствовала решение Польши, Венгрии и Словакии начать реверсные поставки газа на Украину. Молдавия также стала получать газ из Румынии
При поддержке США Литва и вскоре Польша будут импортировать сжиженный природный газ из Норвегии, Катара и потенциально из Соединенных Штатов. Новые трубопроводы позволят странам Центральной и Восточной Европы осуществлять поставки энергоресурсов с запада на восток континента и с его севера на юг. И через пару лет по южному коридору будет идти топливо из Каспийского моря через Азербайджан, Грузию и Турцию, и в Европу, в обход России.
Намечены также и другие цели - завод по сжижению газа на побережье Хорватии, создание энергетической сети Болгария-Румыния с ответвлениями в Сербию и Венгрию и расширение энергетической интеграции вплоть до Испании и Франции. "Это будет означать, что европейцы смогут увеличить торговлю энергоносителями между собой, объединив свои источники топлива и тем самым ослабив влияние России", - резюмируется в статье.
Украина за 2014 год сократила импорт газа из Российской Федерации в 1,8 раза (с 25,8 до 14,5 млрд куб. м). Доля российских поставок во внутреннем потреблении Украины уменьшилась с 52% до 34%. Украина за 2014 год также сократила потребление природного газа на 7,8 млрд куб. м, или на 16% до 42,6 млрд куб. м.
Украина и Польша подписали соглашение о строительстве газопровода между двумя странами мощностью транспортировки 10 млрд кубометров в год.