Саудовской Аравии надоело сокращать добычу нефти, чтобы удержать цены, на которых наживаются другие страны, пишет обозреватель Стивен Мафсон в одном из блогов The Washington Post.
"До какой отметки могут упасть цены на нефть? Никто не может этого предугадать", - рассуждает автор статьи.
В понедельник цены упали до минимума за последние пять с половиной лет. Прогнозирование цен на нефть является опасным делом. В июне 2014 года, Barclays прогнозировал $ 109 за баррель в четвертом квартале, на $ 50 за баррель больше, чем реальная цена в это период. В понедельник, цена международного эталона нефти марки Brent, упала до уровня ниже $ 48 за баррель в Лондоне. Цены на бензин упали ниже $ 2 за галлон на Среднем Западе и на побережье Мексиканского залива на прошлой неделе.
В интервью у министра нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али аль-Наими спросили, увидит ли мир когда-нибудь еще ценув $ 100 за баррель нефти снова, и он ответил: "Может быть, и не увидим".
Автор статьи предлагает рассмотреть несколько аспектов нынешней ситуации с ценами на нефть. Во-первых, сегодняшний уровень цен - это не "новая норма" стоимости нефти, а старая. Мир только что пережил восемь лет исторически высоких цен на нефть, выше, чем когда-либо с периода 1979-1983 годов. Говоря сегодня о дешевой нефти, подразумевается цена, которая по-прежнему выше, чем средняя цена с 1986 по 2004 года.
Во-вторых, всегда фактические изменения в производстве и спросе отстают от ценовых сигналов. В течение последних четырех лет, с очень высокими ценами на нефть, мы видели, как началось активное инвестирование в новые проекты от Северной Дакоты до российской Арктики.
В-третьих, Саудовская Аравия - движущая сила снижения цен. Она устала от сокращения своего собственного объема добычи нефти для того, чтобы поддержать цены, которыми пользуются в других странах, в ОПЕК и, особенно, за ее пределами.
"Насколько решительно настроена Саудовская Аравия? Весьма", - говорится в публикации. Она дожидается, пока низкие цены спровоцируют отток инвестиций из новых проектов, таких как российские в Арктике, проекты в Канаде, месторождения сланцевой нефти в США, или дорогостоящие проекты в Бразилии.
Саудовская Аравия может выдерживать низкие цены на нефть долго. Правительство рассчитывает, что нефтяные доходы упадут на 32%. Кроме того, в Саудовской Аравии издержки на добычу - одни из самых низких в мире, с ними могут соперничать только Ирак и некоторые области России. Производственные затраты в Саудовской Аравии около $ 4 - $ 5 за баррель.
Интервью Аль-Наими может напугать нефтедобывающие компании. Саудовский министр отметил, что дорогостоящие нефтяные проекты будут вынуждены свернуться, а "страны Персидского залива и особенно наше королевство смогут продержаться".
Наими также отмел тяжелое положение России и Ирана, заявив, что они страдают не от низких цен на нефть, но и "от их политического поведения", которое привело их к санкциям.
Сегодняшние излишки предложения – это небольшой процент мирового потребления. Скажем, срыв поставок в Ливии и рост в потреблении в США, Европе и Китае может привнести некое равновесие. Но потребление зависит не только от вопроса цен на нефть. Бензиновые субсидии были сокращены в Индонезии и Индии, стандарты топливной эффективности давят на американских автопроизводителей, европейская экономика остается в депрессивном состоянии.
Появляются новые источники нефти. Бум сланцевой нефти в США - важнейший фактор. По оценкам службы энергетической информации США, в 2015 году добыча нефти в США составит в среднем 9,3 млн баррелей в день, что на 700 тысяч баррелей в день больше, чем в 2014 году.
Член королевской семьи Саудовской Аравии Аль-Валид ибн Талал в интервью USA Today сказал, что "мы уже никогда не увидим нефть по 100 долларов".