Официальную версию россиян озвучил вчера в своем пресс-релизе российский концерн «Ядерное топливо», по мнению которого «затруднения были обусловлены наличием расхождений в законодательствах двух стран".
Вопрос был решен посредством выбора российского института ОАО "Государственный специализированный проектный институт" в качестве субподрядчика для разработки технико-экономического обоснования (ТЭО). Сначала предполагалось, что все работы возьмет на себя украинский институт ГП "УкрНИПИпромтехнологии", который ТВЭЛ обеспечит информацией, необходимой для подготовки ТЭО, пишет «КоммерсантЪ-Украина».
Представители Минэнерго считают, что россияне решили удержать весь массив информации.
"Вначале ТВЭЛ заявил, что наш концерн должен купить у него необходимые данные, которые должны были передать нам безвозмездно, и 4 апреля мы даже объявили тендер на покупку всей необходимой информации для написания технико-экономического обоснования. Но затем в мае по настоянию ТВЭЛа мы этот тендер отменили",- рассказал собеседник издания.
По его словам, в июле представители ТВЭЛа заявили, что все чертежи останутся у них, и проектировать завод будет российский институт.
"Они, по сути, хотят оттеснить нас от технологий, иначе это не объяснишь",- отметил источник.
О том, что ТВЭЛ может не передать весь массив данных, как обязался в свое время, говорят и эксперты. "Сейчас готовится даже не проект, а всего лишь ТЭО, и они уже скрывают информацию. Представьте, что будет, когда дело дойдет до проектной документации",- сказала эксперт Института стратегических исследований Ольга Кошарная. По ее мнению, без передачи всей необходимой информации выбор ТВЭЛ, а не Westinghouse, теряет всякий смысл.
Напомним, что В прошлом году украинский концерн "Ядерное топливо" и ТВЭЛ подписали рамочное соглашение о создании СП для реализации проекта строительства в Украине завода по производству ядерного топлива. Доля Украины в нем составит 50%+1 акция, России - 50%-1 акция. Аналогичный завод предлагала построить и американская Westinghouse, однако ТВЭЛ был выбран, поскольку, в отличие от конкурента, в своей тендерной заявке обязался передать Украине все необходимые технологии.