Активное развитие сотрудничества с восточными странами не сможет компенсировать России разрыв с западными, пише в своей статье в The Financial Times Тейн Густафсон, старший директор фирмы IHS, автор книги "Колесо фортуны: Битва за нефть и власть в России" (Wheel of Fortune: the Battle for Oil and Power in Russia).
Обозреватель отмечает, что "курс на Восток", о котором сейчас говорят в Москве, Россия взяла еще в 16-м столетии, после перехода Урала.
"Но для Кремля сегодня поворот на восток имеет особую актуальность. Распад Советского Союза стал ударом для российской экономики в целом, но и для Восточной Сибири и Дальнего Востока это была катастрофа. Рабочие места исчезли, по мере того как военная промышленность, опора региона, свернула мощности. Во Владивостоке флот заржавел на якоре", - пишет Густафсон.
По его словам, все это привело к тому, что теперь эти регионы стали депрессивными и слабозаселенными.
"Вдоль береговой линии, равной по длине всему побережью Северной Америки от Флориды до Квебека, на российском тихоокеанском побережье живут менее 5 млн жителей. На юге Китая живут 1,3 млрд. С точки зрения Москвы, это уже не вопрос "доминирования в Азии", а вопрос сохранения неприкосновенности России", - говорится в статье.
Густафсон отмечает, что со времени начала нового срока российского президента Владимира Путина в 2012-м он все больше обращал внимание на восток России. Подписанные в этом году газовые договоренности с Китаем стали опорой его политики в регионе.
Однако, отмечает эксперт, разработка газовых полей и постройка трубопроводов требует огромных финансовых затрат и времени.
"Исторически сложилось так, что в России вся газодобыча, вся промышленность были сосредоточены в западной третьей страны. Перенос центра тяжести на восток требует разработки целой новой отрасли с нуля, и это произойдет не быстро. Даже по самому амбициозному сценарию, трубопровод "Сила Сибири" достигнет полной мощности в 38 млрд кубометров в год не ранее, чем до середины 2030-х годов", - пишет Густафсон.
Возведение еще одного газопровода в Китай, "Алтая", может позволить России направить в Китай более 40% объемов газа, поставляемых в ЕС (в случае запуска "Силы Сибири" эта доля составляет около 25%). Но для реализации намеченного Москвой масштабного проекта, который включает "Алтай", может потребоваться до $ 55 млрд только на сам трубопровод.
"Теперь западные санкции добавили еще одно препятствие. Хотя " Газпром", подконтрольную Кремлю энергокомпанию, напрямую не задевают введенные США и Европой ограничения, действующие на сегодняшний день санкции косвенно значительно ухудшили способность России делать заимствования. Осуществляя проект "Сила Сибири", "Газпром" будет выходить на международные рынки для получения финансирования, и его перспективы неопределенные", - отмечает Густафсон.
Не все западные издания оценивают "восточное продвижение" России столь скептически. Американский журнал Foreign Policy в своей недавней статье отмечает, что что энергетический контракт Москвы и Пекина поможет ослабить изоляцию России, усилить позицию Китая и в итоге сблизить две страны.