UA / RU
Поддержать ZN.ua

Растаможку авто уже хотят повысить до 8 раз

Хотя законопроект является альтернативным кабминовскому, эту норму могут учесть при рассмотрении основного законопроекта, прогнозируют эксперты.

В Верховной Раде зарегистрировали законопроект №7466-2, предусматривающий увеличение стоимости растаможки автомобилей до 8 раз. В настоящее время документ, поданный "Слугами народа" во главе с нардепом Марьяном Заблоцким, рассматривается в профильном комитете.

Документом предлагается повысить коэффициент эксклюзивности для растаможки элитных автомобилей до "8".

Такими, согласно законопроекту, можно считать машины, подпадающие под уплату ежегодного транспортного налога. Список таких автомобилей ежегодно публикует Минэкономики. На практике это транспортные средства в возрасте до 5 лет стоимостью до 2,437 млн гривен.

По мнению авторов документа, 8-кратное повышение налогов на элитные автомобили частично компенсирует социальную несправедливость, заложенную в предложенной растаможенной формуле.

По сути, законопроект является альтернативным кабминовскому.

Однако специалисты Института исследования автомобильного рынка проанализировали данный законопроект и спрогнозировали, что хотя вероятность одобрения проекта отдельным документом – низкая, предлагаемую норму могут частично учесть при рассмотрении основного законопроекта в комитете.

Напомним, законопроект Кабинета министров № 7466 от 15.06.2022 предусматривает возможность растаможить автомобиль в смартфоне онлайн, без требования посещения учреждений и организаций. Достаточно будет ввести VIN-код автомобиля и скачать копии документов, и платежи будут начислены автоматически по установившейся формуле. На размер единого платежа будут влиять только технические характеристики авто. Сертификация становится необязательной, поставить машину на учет можно также в приложении "Дія".

Преимущества: снижение уровня бюрократии, удобство и быстрота. Равные условия для работы бизнеса и прогнозируемость платежей. Ликвидация коррупционных схем по определению таможенной стоимости. Отмена сбора в пенсионный фонд и акциз на ввоз электромобилей.

Недостатки: формула начисления налогов содержит социальную несправедливость, когда за ввоз новых и более дорогих авто придется платить 5-10% от стоимости, а при импорте более старых и более дешевых — более 60%. Кроме того, некоторые положения противоречат нормам и требованиям законодательства Евросоюза.

Риски: действенным закон будет исключительно в сочетании со справедливой формулой начисления таможенных платежей. В случае если принятые ставки будут высокими на наиболее популярный сегмент подержанных авто (стоимостью до $8 тысяч), влияние на авторынок будет минимальным, так как объемы импорта будут незначительными.

Вероятность принятия: высокая. Концепт растаможки авто в смартфоне имеет все шансы стать реальным механизмом. Реализовывает его Министерство цифровой трансформации, систему поддерживает Президент, а значит, есть политическая воля на принятие законопроекта.

Кроме того, существует вероятность принятия законопроекта №7466-1 от 30.06.2022. Инициаторы: Александр Ковальчук, Гетманцев Даниил.

Основные изменения касаются формулы начисления таможенных платежей. Стоимость растаможки для физических лиц и юридических лиц предлагают сделать разной. Так, за растаможку машин старше 3 лет фирмам придется платить больше.

Преимущества: полезно уточнение, что понятие таможенной стоимости для авто отменяется до конца 2027 года или вступления Украины в Евросоюз. Ведь именно с этой нормой могут возникнуть проблемы в процессе евроинтеграции Украины.

Недостатки: разным подходом к начислению платежей для юридических и физических средств создается социальная несправедливость и неравенство налогоплательщиков. В большинстве украинцы за рубежом покупают автомобили стоимостью до $8 тысяч, растаможка которых будет дешевле для физических лиц. Это создаст схему ввоза на так называемые "пиджаки". (Это когда большая фура дорогого товара будто бы перевозится физическими лицами по норме на каждого. То есть 20 вовлеченных в схему «пиджаков» способствуют беспошлинной перевозке целой фуры товаров).

Как известно, с 1 июля Верховная Рада вернула пошлины и налоги на импорт и растаможку автомобилей. Это было сделано из-за якобы злоупотребления «нулевой» ставкой многими людьми.

После отмены льгот на растаможку авто в бюджет за две недели поступило 663 миллиона гривен. Было завезено 5020 машин.

В то же время, после отмены бесплатного растаможивания в Верховной Раде зарегистрировали и более 10 проектов "автомобильных" законов.

В частности, в "Слуге народа" предлагают вернуть льготное растаможивание авто не дороже 2 миллионов гривен и не для всех. Предлагается освободить на время военного положения и через два года после его завершения авто для участников боевых действий (одна машина на человека), а также физических лиц и компаний, утративших транспортные средства из-за агрессии РФ, в количестве утраченного транспорта, и ограничить стоимость транспорта, который может быть растаможен на льготных условиях.

Кроме того, временно, на 30 дней, освободят от таможенных платежей транспортные средства, на которые были поданы предварительные таможенные декларации до 1 июля. Льготы будут распространяться на иномарки, стоимость которых не превышает 10 тысяч евро (кроме авто, происхождением из России или Беларуси). То есть более дорогие автомобили под новый закон, в случае его принятия, не попадут – их все равно придется таможнить по полной.