"Мы приняли базовый закон "О НПО" восемь лет назад, в 2003 году, с того времени он не менялся. Поэтому накопилась серия вопросов, которые необходимо было решать, и все они решены именно этим законом", - сообщил, представляя документ, глава профильного комитета Виталий Хомутынник.
Он уточнил, что комитет получил 120 поправок к законопроекту, 117 из которых были учтены полностью или частично.
В то же время текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению и проголосованный депутатами, до сих пор отсутствует на сайте Рады.
В пресс-релизе на сайте парламента говорится, что принятый документ приводит закон о негосударственном пенсионном обеспечении в соответствие с положениями Гражданского кодекса (определение учредителей), закона о госрегистрации (процедура регистрации, начала работы и ликвидации НПФ, выхода учредителя НПФ), закона о финансовых услугах (порог существенного участия снижен с 20% до 10%).
Помимо того уточняются положения действующего закона о возможности формировать пенсионные накопления через банковские учреждения путем заключения договоров об открытии пенсионного депозитного счета и участия страховых организаций на этапе пенсионных выплат путем заключения договора страхования пожизненной пенсии с участником пенсионного фонда. Предполагается, что положения закона, касающиеся пенсионных депозитных счетов, вступят в силу после внесения изменений в законодательство о банках.
Уточнено также определение участника НПФ в случаях: получение пенсионных выплат (в течение 10 лет) через НПФ; когда уплате взносов в открытый и профессиональный НПФ приостановлена, однако средства продолжают работать в фонде.
Помимо того предусмотрено, что в случае, если уволившийся с работы у плательщика корпоративного НПФ не определил учреждение, куда направлять его накопления, они будут перечисляться в НПФ, определенный советом корпоративного НПФ, а не администратором, как это сейчас практикуется.
Принятым законом к числу субъектов, которые обязаны информировать о своей деятельности общественность, добавлены администраторы и компании по управлению активами.
Закон унифицировал подходы к определению предельного размера совокупных расходов НПФ путем определения такого размера расходов общим нормативным актом двух регуляторов (Нацфинуслуг и НКЦБФР) и определения предельного размера оплаты услуг администратора в виде процента от активов.
Перечень ограничений по направлениям инвестирования дополнен нормой о владении максимум 10% корпоративных прав одного эмитента, которая вступит в силу через пять лет после вступления в силу закона.
Внесены также уточнения в отношении размещения в обязательствах одного юридического лица не более 10% общей стоимости пенсионных активов пенсионного фонда. Законодательно закреплены нормы о возможности установления двумя регуляторами особенностей размещения активов на банковских депозитных счетах, государственных ценных бумагах и банковских металлах - до достижения пенсионным фондом объема активов в размере 500 тыс. грн, но не более 18 месяцев с даты регистрации пенсионного фонда как финансового учреждения.
Помимо того закон устанавливает, что в НПФ, который будет аккумулировать средства второго уровня, учет пенсионных средств будет осуществляться отдельно по участникам обязательной накопительной системы и по участникам добровольной системы.
Предусмотрены и особые требования в отношении физических лиц, которые могут оказывать агентские услуги по НПО (не иметь судимости, быть включенными в реестр ознакомленных с законодательством о НПО).
Законом определено, что лицо, осуществляющее управление активами пенсионного фонда, несет ответственность за причиненные убытки и возмещает их за счет резервного фонда, а в случае его недостаточности - за счет другого своего имущества. Предусмотрено, что порядок формирования резервного фонда будет определять НКЦБФР по согласованию с Нацфинуслуг.