3 согласилась усилить защиту прав вкладчиков и усовершенствовать процедуру вывода неплатежеспособных банков с рынка.
Соответствующий законопроект №2045а принят за основу голосами 231 народного депутата на заседании в четверг, 18 июня.
Изменения предлагается внести в Гражданский, Хозяйственный и Уголовный и процессуальный кодексы, в законы "О системе гарантирования вкладов физических лиц", "О банках и банковской деятельности", "Об акционерных обществах", "О судебном сборе", "Об обращении векселей в Украине ".
Согласно пояснительной записке, законопроектом предлагается:
- Установить уголовную ответственность руководителей или должностных лиц банка за внесение ложных сведений о вкладчике, умышленное повреждение (уничтожение) базы данных о вкладчиках и/или создание обстоятельств, которые делают невозможным идентификацию вкладчика и делают невозможным начало осуществления выплат;
- Обязать банки вести базу данных вкладчиков с возможностью ежедневного формирования информации о вкладчиках;
- Установить запрет на зачет встречных требований по обязательствам, стороной которых является неплатежеспособный банк;
- Отнести к функциям Национального банка необходимость определять предварительную квалификацию лиц, которые могут участвовать в выводе неплатежеспособных банков с рынка и вести их перечень;
- Определить полномочия куратора банка;
- Установить запрет проблемному банку использовать прямые корреспондентские счета кроме счета в Национальном банке;
- Ужесточение условий, при которых банк может быть отнесен к категории неплатежеспособных;
- С целью ускорения начала выплат возмещения средств вкладчикам неплатежеспособных банков предоставить возможность Фонду осуществлять анализ соблюдения банками порядка формирования и ведения баз данных о вкладчиках проблемных данных, а также сбор данных для подготовки проекта урегулирования такого банка;
- Отменить возможность продления срока утверждения исполнительной дирекцией плана урегулирования;
- Расширить перечень оснований, при которых Фонд не возмещает средства по вкладам (дробление вкладов, размещение средств путем мошенничества и других противоправных действий, являющихся предметом уголовного производства или находятся под арестом);
- Ускорить начало выплаты вкладчикам гарантированной суммы в случае ликвидации банка путем уменьшения сроков формирования и утверждения реестров вкладчиков с 3-х дней до 1-го и с 6-ти до 3-х соответственно. При этом выплата начинается на следующий день после утверждения реестра вкладчиков (вместо семи дней, установленных ранее);
- Ввести ускоренную ликвидацию неплатежеспособного банка, в случае соответствия установленным законопроектом критериям;
- Предоставить возможность и установить порядок по отчуждению Фондом обязательств ликвидируемого неплатежеспособного банка, которые гарантируются Фондом, в пользу принимающего банка с выплатой премии со стороны принимающего банка;
- Предусмотреть возможность участия в конкурсе по выведению неплатежеспособных банков с рынка объединения инвесторов;
- Повысить ответственность связанных с банком лиц путем включения их в последнюю очередь требований кредиторов, которым возвращаются кредиторские требования;
- Установить, что связанные с банком лица не могут быть инвесторами и принимающий банк не может быть банк, участники которого являются связанными с банком лицами;
- Усовершенствовать процедуру продажи активов ликвидируемых банков;
- Устранить препятствия для осуществления деятельности Фондом, в частности, в части, касающейся запрета возможности наложения ареста на имущество неплатежеспособного банка и активы Фонда (в том числе средства на счетах), предоставление права Фонда о передаче арестованного имущества для обеспечения вывода неплатежеспособного банка с рынка;
- Увеличить срок ликвидации банков на срок до пяти лет против трех существующих;
- Запретить возможность продления срока нахождения банка в статусе проблемного;
- Установить новый порядок участия государства в выведении с рынка неплатежеспособного банка, который, в частности, предусматривает расширение способов вывода путем приобретения переходным банком, уменьшение расходов госбюджета путем обмена обремененных денежных обязательств банка перед связанными лицами, а также не обремененных денежных обязательств перед юридическими и физическими лицами, которые не связаны с банком, кроме средств по текущим и депозитным счетам этих юридических и физических лиц на акции дополнительной эмиссии, определение реального состояния активов банка и разработка плана реструктуризации банка, с учетом лучшего мирового опыта, для обеспечения его дальнейшей прибыльной деятельности. При этом, приобретение государством неплатежеспособного банка должно быть осуществлено в течение двух дней
- Предоставить Фонду право на законодательном уровне обратиться в Национальный банк по выкупу государственных ценных бумаг для финансовой поддержки Фонда;
- Изменить порядок формирования состава административного совета Фонда и расширить его полномочия в части утверждения ежеквартальных отчетов по выполнению планов урегулирования и реализации имущества банков, находящихся в стадии ликвидации и порядке отбора членов исполнительной дирекции
- Расширить полномочия исполнительной дирекции в части, касающейся назначения работников Фонда в полномочия которых входит мониторинг проблемных банков и образования коллегиальных органов по вопросам консолидации и продажи активов различных банков;
- Предоставить Фонду право создать в своей структуре "консолидированный офис по продаже активов неплатежеспособных банков", в том числе осуществлять предпродажную подготовку таких активов;
- Дополнить источники формирования средств Фонда средствами, полученными от управления имуществом Фонда (в том числе от отчуждения, аренды, субаренды и т.д.) исключив при этом норму, средства Фонда не могут быть использованы на предоставление займов работникам Фонда;
- Предоставить возможность осуществлять анализ договоров на их ничтожность, в том числе путем направления запросов клиентам банков;
- Обязать Фонд проводить стресс-тестирование банков с целью расчета необходимого размера базовой годовой ставки регулярного сбора и оценки финансовой устойчивости Фонда в среднесрочной перспективе по меньшей мере один раз в три года;
- Усилить полномочия Фонда в качестве временного администратора и ликвидатора с возможностью их частичного или полного делегирования его работнику (ам) - уполномоченному (ым) лицу (ам)
- Освободить Фонд от уплаты судебного сбора;
- Уточнить понятие банковской группы;
- Определить условия, при которых институты совместного инвестирования могут быть учредителями банка или владельцами их существенного участия;
При этом проектом предлагается с 01.01.2016 уменьшить срок введения временной администрации с трех месяцев до одного;
Кроме того, предлагается ввести гарантирование вкладов физических лиц-предпринимателей (с 01.01.2017 года).