UA / RU
Поддержать ZN.ua

RAB-регулирование в Украине будет стимулировать рост тарифов, а не развитие рынка

Операционные расходы некоторых облэнерго завышены более чем в два раза.  

НКРЭКУ одобрила тарифы на распределение электроэнергии благодаря которым потребители переплатят облэнерго 5,1 млрд грн. Об этом в своем интервью ZN.UA рассказал экс-руководитель Департамента стратегического развития НКРЕКП Валерий Цаплин.

По его словам, год назад была проведена оценка эффективности затрат облэнерго за 2018 Диапазон коэффициентов эффективности составил от 45% до 100%, а медианное значение - 78%. Это означает, что в некоторых компаниях операционные расходы завышены более чем в 2 раза, а в среднем - на 22%.

«Для 22 компаний, которым НКРЕКП течение 30.10.2020 - 18.11.2020 одобрила тарифы на распределение по методу стимулирующего регулирования, неэффективные расходы можно оценить в 5,1 млрд грн - примерно такую сумму переплатят потребители этим 22 компаниям (бывшим облэнерго) из-за отмены индивидуальных факторов эффективности », - сказал он.

Целью стимулирующего регулирования является сокращение расходов ниже определенного Регулятором уровня и получения дополнительной прибыли как разницы между прогнозируемым и фактическим уровнем затрат, в частности за счет сокращения персонала.

«Я очень сомневаюсь в том, что хоть какая-нибудь из украинских электрораспределительных компаний намерена после внедрения« RAB-регулирование »сократить численность персонала в 2-4 раза. Анализ методологии «RAB-регулирование» и первых решений об одобрении «RAB-тарифов» в ноябре 2020 наводят на мысль, что не стоит ожидать сокращения расходов компаниями более чем на 1% (согласно отраслевого фактора эффективности). Как в представлениях компаний на установление тарифов, так и в публичной дискуссии нет Регулятор, ни компании не вспоминают об ожидании доходов от сокращения неэффективных расходов. Никто не указывает такие доходы как источник инвестиций », - сказал он.

То есть то, что в Украине называется стимулирующим регулированием на самом деле может быть лишь имитацией стимулирующего регулирования, не формирует соответствующие стимулы к сокращению неэффективных расходов.

«По моему мнению, одной из основных целей RAB-регулирования является сохранение для владельцев возможности не привлекать внешние инвестиции и не размывать свой пакет акций. Для этого они должны получить такую прибыль на старую RAB (стоимость замещения), 50% которого достаточно для всех необходимых инвестиций (вместе с амортизацией, платой за реактивную мощность). Это подтверждается тем, что в утвержденных в последний месяц планах развития сетей на 2021-2025 гг. В списках источников инвестиций компаний есть только амортизация, 50% прибыли на старую RAB и плата за реактивную мощность. Ни одна из компаний не планирует привлекать в течение следующих 5 лет внешние инвестиции - в них нет необходимости », - добавил Цаплин.

«Нет никаких сомнений, что вся эта история с« RAB-регулированием »закончится тем же, чем и у русских -« изобретателей »этого метода. На встрече с В. Путиным 1 июля 2016 Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы России, которая также выполняет функции регулятора энергетики, заявил: «Оказывается, что эта система RAB никаких стимулов не создала, а лишь привела к повышению тарифов, то есть рассчитывали, что будет дороже и лучше, в действительности же стало дороже, но лучше не стало », - отметил он.