UA / RU
Поддержать ZN.ua

Программа "Большая стройка" свернута, вместо нее в страну зайдут западные проекты: в ОП уже знают, как будут выглядеть города Украины

Нет смысла восстанавливать украинские города в том виде, в каком они были.

В Офисе Президента уже есть каталоги, как будут выглядеть украинские города в результате совместных усилий по восстановлению страны со стороны украинской стороны и иностранных партнеров, а программа "Большое строительство" завершена. Об этом заявил координатор этой программы Юрий Голик в украинском телеэфире.

По словам Голика, "Большое строительство" хотя и предусматривала реконструкцию объектов инфраструктуры, все же программа была рассчитана на мирное время. Сейчас программа свернута.

Теперь вместо "большого строительства" будет программа, плод совместных усилий украинской стороны и иностранных партнеров. Кроме того, есть План восстановления страны, подготовленный правительством.

Как рассказал Голик, в Офисе президента уже есть каталоги, "какими мы хотели бы видеть эти города".

"Посмотрите на Чернигов. Я думаю, нет смысла восстанавливать этот и другие города в том виде, в каком они были", – подчеркнул координатор президентской программы.

Отвечая на вопрос о конференции в Лугано, он подчеркнул, что "нас услышали".

Напомним, 4-5 июля 2022 года в швейцарском городе Лугано состоялась Конференция по восстановлению Украины.

На Конференции представители украинской власти   презентовали План восстановления Украины, над которым работал Национальный совет по восстановлению Украины от последствий войны (создан 21.04.2022). Было привлечено более трех тысяч экспертов из разных областей, а также международных консультантов. Работа проводилась в 24 группах с привлечением представителей министерств, ведомств, Верховной Рады и офиса президента.

На предыдущем Ukraine Reconstraction Forum в Лондоне наши международные партнеры согласились с формулой start now: реализацию программы восстановления и модернизации Украины нужно начинать сейчас, не дожидаясь победного для Украины окончания войны.

Предлагаемая модель предусматривает антикоррупционный подход. Решается это посредством формирования единой платформы с равным участием международных партнеров (правительства стран и международных организаций), власти Украины (правительство, парламент, офис президента) и украинского гражданского общества и бизнеса.

Представленный План рассчитан на десять лет. Первый этап (2023-2025 годы) предусматривает реализацию 580 проектов на 350 млрд долл., второй (2026-2032) - 270 проектов на сумму 400 млрд дол.

Относительно Национальной программы "Большое строительство", несмотря на скепсис определенной части общества, за два года в Украине удалось обновить и построить более 14 тыс. км автомобильных дорог - более 40% основной сети. Вместе с местными властями отстроено более 600 мостов.

За два года финансирование программы выросло в пять раз. В то же время, стоимость дорожных работ снизилась с 25 млн грн в 2019 году до 20,7 млн грн – в 2021-м благодаря конкуренции и обязательной экспертизе всех проектов.

За два года "Большое строительство" создало более 200 тыс. рабочих мест, что было очень важным во время кризиса, вызванного пандемией коронавируса.

В целом, по оценкам экспертов, "Большое строительство" давало от 1,5% до 4% рост ВВП Украины ежегодно.

Согласно социологическим опросам, каждый третий гражданин считал строительство дорог одним из самых главных достижений Украины в 2021 году, а позитивные изменения в инфраструктуре отметили более 60% граждан.

Программа имела поддержку наших партнеров – Европейского Союза, Всемирного банка, ЕБРР и пр.

В 2022 году на дальнейшее строительство и ремонт дорог было заложено более 140 млрд грн. Среди прочего рассматривалась возможность привлечения не только средств международных организаций, но и бизнеса.

В этом году должна была начаться реализация первого концессионного автобана Краковец – Броды – Львов – Ровно, что должно было дать дополнительный толчок для развития инфраструктуры, а значит – туристического и транзитного потенциала Украины.

Для развития туризма в Украине важным также рассматривался проект "Малый карпатский круг", включавший 640 км автодорог. Этот проект был призван полностью раскрыть туристический потенциал Украинских Карпат.

Планировался совместный с молдавской стороной проект Ямпольский мост через реку Днестр.