UA / RU
Поддержать ZN.ua

Прогнозам НБУ и Минфина не доверяет никто, даже они сами - эксперт

Провозглашенные цели НБУ не совпадают с реальными ожиданиями как регулятора, так и участников рынка.

Шумило считает, что Минфин не доверяет ни собственным прогнозам, ни обязательствам НБУ

Шумило считает, что Минфин не доверяет ни собственным прогнозам, ни обязательствам НБУ

Сохранение НБУ своей учетной ставки в 22% годовых при прогнозируемой на год инфляции в 12% является показательным, ведь этот разрыв как ничто другое подтверждает недоверие НБУ к самому себе и своим прогнозам, говорится в статье экс-заместителя председателя НБУ Игоря Шумило для ZN.UA.

Он отмечает, что разрыв в более чем 10 процентных пунктов между провозглашенными среднесрочными целями по инфляции (5% уже с 2018 г.) и ставке государственных ценных бумаг правительства демонстрирует также недоверие Минфина к собственным прогнозам и обязательствам НБУ.

"Прогнозам НБУ и Минфина не доверяет никто, даже они сами. Ключевым общепринятым индикатором доверия к политике органов власти выступает различие между провозглашенными ими целями (или прогнозами) и ожиданиями. К сожалению, в начале 2016 г. сложилась крайне безрадостная ситуация. При прогнозируемых властью на 2016 г. курсе национальной валюты на уровне около 24 грн за доллар США и инфляции в 12% ожидания бизнеса, экспертов и населения были значительно хуже", - говорится в статье.

"Так, согласно результатам очередного опроса предприятий, проведенного НБУ в четвертом квартале 2015-го, доля респондентов, ожидавших девальвацию гривни, увеличилась и составила почти 87% (против приблизительно 81% в третьем квартале 2015 г.). Среднее значение ожидаемого курса на 2016 г. равнялось 27,2 грн/долл. Согласно декабрьскому консенсус-прогнозу, традиционно проводимому Минэкономразвития на базе экспертных оценок представителей государственных и негосударственных организаций, среднегодовой курс ожидался на уровне 25,5 грн/долл., а на конец 2016 г. - 26,1. При этом большинство негосударственных экспертов ожидали значительно большей девальвации - до 27–29 грн/долл. на конец года. Соответственно, значительно более высокими были и ожидания экспертов относительно динамики инфляции, колебавшиеся в пределах 15–20% роста за год. Предприятия же ожидали повышения потребительских цен на 22,5% на протяжении следующих 12 месяцев", - объясняет Шумило.

Напомним, по мнению Шумило, заявляя о гибком валютном курсе, на практике НБУ осуществляет политику его фиксации на определенном уровне или в небольшом диапазоне. При этом Нацбанк не берет на себя никаких обязательств относительно его содержания или дальнейшей его динамики в будущем.

Подробнее о монетарной политике НБУ читайте в статье Игоря Шумило "Очередной валютный кризис: причины и возможные предохранители на будущее" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".