UA / RU
Поддержать ZN.ua

Проблема тарифов в ЖКХ: как образуются долги в коммунальной сфере и кто виноват

Когда речь идет о тарифах на коммунальные услуги, населению демонстрируют "заботу", но в итоге деньги берут из бюджета, наполняемого благодаря налогам и международной помощи.

Власти специально занижают цену на газ и тепло для населения, создавая убытки коммунальным предприятиям, пишет в статье для ZN.UA Александр Сергиенко «Растут ли тарифы в 2024 году? Или почему за одного заплатят все?».

Читайте также: Тарифы на коммуналку в Украине могут вырасти из-за задержки помощи от США - Bloomberg

НАК «Нефтегаз Украины» по распоряжению КМУ искусственно снижает цену на газ для населения и теплокоммунэнерго до 7,96 грн за кубометр, хотя биржевая цена газа в январе 2024-го составляла 14,52 грн, а в октябре (в начале отопительного сезона) была 18,28 грн (все цены по НДС).

Аналогичную функцию в области электроэнергетики выполняет НАЭК «Энергоатом», которая продает электричество для населения (через поставщиков) по 2,64 грн за киловатт-час, хотя его рыночная стоимость (вместе с транспортировкой, распределением и поставкой) составила год назад около 5,5 грн. В итоге, по словам премьер-министра Дениса Шмыгаля, эти две компании за 2022 год «потратили на компенсацию разницы в тарифах более 300 млрд грн», хотя точнее было бы сказать — потеряли.

Другая ситуация с водоканалами, поскольку они все коммунальные, то есть принадлежат местным общинам (даже если они по форме частные или акционерные, контрольный пакет акций там преимущественно у местного совета). По словам Дениса Шмыгаля, в том же 2022 году «предприятия коммунальной теплоэнергетики и органы местных властей компенсировали более 100 млрд грн разницы в тарифах для населения» из местных бюджетов.

Читайте также: Минфин посчитал, как изменились поступления в местные бюджеты

Текущая деятельность водоканалов или теплокоммунэнерго финансируется именно по платежам и другим потребителям, сумма которых зависит прежде всего от размера тарифов. Однако война указала на еще одну важную составляющую – объемы потребления услуги. После того, как более шести миллионов украинцев уехали за границу или сорвались со своих мест, потребление воды значительно упало, но расходы почти не сократились.

По централизованному теплоснабжению никакой экономии от сокращения количества потребителей вообще быть не может: и пустые квартиры нужно отапливать. А что касается воды и канализации, то сокращение потребления приносит водоканалам один ущерб — насосы работают, электричество сгорает, зарплаты все равно нужно платить. В результате из-за недополучения платежей водоканалы находятся в хронических долгах.

Читайте также: Как за год подорожала коммуналка, несмотря на мораторий: данные Госстата

По словам президента ассоциации "Укрводоканалэкология" Дмитрия Новицкого, суммарная задолженность водоканалов Украины за 2022 год составила 4,4 млрд грн. Это долги за электроэнергию, реагенты, материалы для ремонта, оборудование, и все их нужно вернуть.

К этому и без того катастрофическому состоянию отрасли следует добавить еще и разрушительное в прямом смысле влияние войны. По оценкам Всемирного банка, совокупная сумма причиненного физического ущерба в секторе водоснабжения и водоотвода по состоянию на 24 февраля 2023 года составляет 2,2 млрд дол. А общая сумма убытков, включая утраченный доход (40% всех убытков), оценивается ориентировочно в 7,5 млрд дол.

Соответственно, на нужды восстановления и реконструкции по принципу «лучше, чем было», по оценкам экспертов Всемирного банка, за десять лет — с 2023-го по 2033-й нужно вложить в отрасль водоснабжения и водоотведения 7,145 млрд дол.

Ранее мы писали о том, что 17 февраля миссия Международного валютного фонда и представители властей Украины начали договариваться о третьем пересмотре программы Механизма расширенного финансирования (EFF). Принципиальное согласие на ее продление Украина получила, теперь стороны должны договориться о распределении 15,6 млрд долларов, которые должны улучшить положение вещей в области экономики, энергетики, борьбы с коррупцией и верховенством права.