UA / RU
Поддержать ZN.ua

Предложения ЕС закрывают доступ украинских компаний на европейский рынок в сфере энергетики и транспорта

Предложения европейской стороны относительно доступа украинских компаний на европейский рынок в сфере энергетики и транспорта, озвученные во время 13 раунда переговоров о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, встревожили украинскую сторону. Об этом заявил в интервью «Зеркалу недели» глава украинской переговорной группы, замминистра экономики Валерий Пятницкий.

Предложения европейской стороны относительно доступа украинских компаний на европейский рынок в сфере энергетики и транспорта, озвученные во время 13 раунда переговоров о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, встревожили украинскую сторону. Об этом заявил в интервью «Зеркалу недели» глава украинской переговорной группы, замминистра экономики Валерий Пятницкий.«Мы наконец-то дождались предложений европейской стороны. Но говорить о том, что они революционные, наверное, еще рано. Нам необходимо время, чтобы их изучить. В первую очередь стараешься найти какие-то недостатки. Среди явных, которые нас сразу же встревожили - это условия доступа на рынок в сфере энергетики и транспорта», - заявил Пятницкий, комментируя результаты 13 раунда переговоров о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС По словам замминистра экономики, предложения ЕС могут привести к ослаблению транспортного потенциала Украины. «В случае с наземным транспортом, трубопроводным, передачей электроэнергии и т.д., я не говорю, что мы уже сегодня очень сильные конкуренты для европейцев, но  реальный потенциал у нас существует. И то, что для Украины эти рынки закрываются – для нас серьезный вопрос». По словам Валерия Пятницкого, причиной возможных разногласий в энергетическом секторе может послужить желание европейской стороны создать механизм ускоренного урегулирования споров. «Понятно, что их очень беспокоит безопасность транзита энергоносителей через территорию Украины, не возникновение ситуаций форс-мажора по вине одной из сторон (но я так понимаю, что они подразумевают, нашей). Поэтому предлагают ускоренный механизм урегулирования споров, механизм компенсации, построенный на том, что какая-то сумма, соответствующая эквиваленту возможных потерь,  депонируется за пределами Украины», - рассказал замминистра экономики. При этом, по его мнению, создание подобного механизма представляется крайне сложным, поскольку он предусматривает ответственность государства за деятельность хозяйствующих субъектов. «Мы депонируем какую-то сумму, и  если вдруг что-то случается по нашей вине, она в безусловном порядке списывается. Но речь идет о том, что средства должно выделить государство, а зачастую сторонами, которые торгуют между собой, являются хозяйствующие субъекты. Получается, что государство должно взять на себя всю ответственность  за них», - констатировал Пятницкий. «Я не говорю, что у нас с этим кто-то соглашается, - подчеркнул глава переговорной группы. – Мы со своей стороны готовим для передачи европейцам non paper, в которой представим наше видение ситуации по энергетическим вопросам в целом». Подробнее читайте в интервью Татьяны Силиной с Валерием Пятницким в свежем номере «ЗН».