Белый дом заявил, что решение распечатать стратегические запасы (всего лишь третье за всю историю) принято, чтобы частично компенсировать дефицит ливийской нефти (за три месяца конфликта в Ливии не было добыто 140 млн баррелей), а также увеличить предложение в летний сезон пикового спроса.
Примерно половина из 60 млн баррелей поступит из США, 30% - из Европы, 20% - из стран Азии. Эти партии, составляющие менее 4% от стратегических запасов (1,6 млрд баррелей), должны поступить на рынок к концу следующей недели, говорится в статье.
«Эта неоднозначная попытка поддержать хрупкую мировую экономику привела к временному снижению цен на нефть до минимума за последние четыре месяца», - отмечают журналисты Кит Джонсон и Гай Чейзан. Цены упали ниже 90 долл. за баррель.
Цены на нефть и до решения снижались после весеннего пика, но в Международном энергетическом агентстве отмечают, что идея распечатать запасы приобрела популярность после того, как страны ОПЕК 8 июня не смогли договориться об увеличении объемов добычи.
В апреле Б.Обама распорядился создать рабочую группу, которая разоблачала бы спекуляции на рынке нефти, напоминают авторы. «Но если в четверг Международное энергетическое агентство (МЭА) стремилась вытеснить с рынка хедж-фонды и других инвесторов из мира финансов, то, возможно, для некоторых этот шаг был предпринят слишком поздно», - пишет газета, поясняя, что с апрельского пика цены и без того упали на 18 с лишним долларов.
Вчерашний обвал цен на нефть - реакция не только на решение МЭА, но и на тревоги в связи с рынком труда в США, состоянием китайской экономики и намерениями ФРС воздержаться от мер по стимулированию, считает Дейв Четтертон из Powerline Petroleum (США). «Все это вкупе дало крупным спекулянтам сигнал, что пора уходить с рынка», - добавил он.
По мнению издания, последствия того, что стратегические запасы раскупорены, будут скорее психологическими, чем реальными: 60 млн баррелей не хватит миру и на один день потребления.
Между тем рост цен на нефть, особенно резкий, вредит экономическому росту. Для многих развивающихся стран это двойной удар: импортное топливо дорожает, а на внутреннем рынке его приходится субсидировать. В богатых странах меняется структура потребления: люди тратят на бензин деньги, которые могли бы потратить на другие цели, говорится в статье.