Около 38% товаров и услуг в рамках публичных закупок Украины являются импортными или содержат существенную импортную составляющую; уровень проникновения импорта в сектор публичных закупок продукции машиностроения достигает почти 47%. Для сравнения, уровень проникновения импорта составляет в США и Японии 4,6%, в ЕС — 7,9%. Об этом пишет эксперт Игорь Гужва в своем тексте для ZN.UA.
При этом подавляющее большинство стран используют неценовые факторы в публичных закупках, чтобы ограничить импорт и способствовать развитию национальной промышленности. В Украине практически единственным критерием оценивания тендерных предложений является цена.
Хотя публичные закупки в случае их целенаправленного использования как инструмента экономического развития могут стать одним из средств выхода экономики Украины из порочного круга социально-экономической деградации и подготовки к масштабной модернизации.
Именно на это направлен законопроект №3739, которым предусмотрено введение обязательного критерия локализации для ряда предметов публичных закупок. Законопроектом предлагается временно, с 1 января 2021 года сроком на десять лет, установить особенности осуществления процедур закупки отдельных товаров путем внесения изменений в Закон Украины «О публичных закупках» с целью усовершенствования процедуры оценивания тендерных предложений. В частности, устанавливается перечень товаров, в отношении которых применение требований локализации становится обязательным при проведении публичных закупок.
Подробнее читайте в статье Игоря Гужвы, доктора экономических наук, эксперта CMD-Ukraine (Center for market development economy) для ZN.UA – «Локализуемся, ведь мы этого заслуживаем».