UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новый закон о лекарствах: к чему следует готовиться покупателям препаратов

Игрокам фармацевтического рынка не нравятся изменения, они могут саботировать их.

12 февраля был принят законопроект №11493, который отражает взгляд правительства на медицинский рынок, и 27 февраля президент Владимир Зеленский его подписал. И это несмотря на то, что игроки фармацевтического рынка просили президента о вето. О том, что представляет из себя закон читайте в статье Аллы Котляр, редактора отдела социум ZN.UA - «Власть vs фармацевты: кто кого в битве за цены на лекарства?»

Основой рынка фармацевтических препаратов должен стать Государственный реестр лекарственных средств (определен в новой статье 9-3 Закона Украины «О лекарственных средствах»), которым будет руководить предприятие Министерства здравоохранения.

«В нем должна быть актуальная информация обо всех фармацевтических препаратах, которых на украинском рынке сегодня около 20 тысяч. Что на самом деле слишком много. Большая часть из них - различные коммерческие препараты, значительная часть которых имеет одно и то же действующее вещество. Эту коллизию предлагают решить через еще один реестр - Национальный каталог цен (который внедряется новой статьей 20-3) - с помощью регистрации лекарственного препарата не по коммерческому названию, а по «международному непатентованному», то есть по действующему химическому веществу. Например, «солпадеин» будет зарегистрирован как «парацетамол», - отмечает автор.

Чтобы торговать лекарственными средствами, производитель или импортер должны задекларировать в этом реестре базовую цену препарата, которая не может быть выше так называемой средне-референтной цены.

Национальный каталог цен должен пересматриваться раз в полгода или в следующем месяце после изменения официального курса гривны более чем на 5%. По конкретным позициям пересматривать цены можно и чаще (раз в месяц), но только в сторону уменьшения.

Стоит отметить, что, согласно части 3 статьи 20-3 закона, базовая цена препарата не будет включать ни торговых надбавок, ни налога на добавленную стоимость. Более того, согласно части 6, она не будет учитывать и предельных снабженческо-сбытовых надбавок, которые устанавливаются Кабмином.

«То есть на самом деле закон проблемы высоких цен не решает, по факту все наценки сохраняются, а именно они и являются главным фактором таких высоких цен. Уменьшение цены будет лишь опосредованным - через предписание всем аптекам и аптечным сетям обязательно продавать лекарственное средство хотя бы одной из низших ценовых категорий (установленный в части 7 статьи 20-3), которая соответствует референтной цене в Национальном каталоге. То есть если тот же «парацетамол» выпускается в виде лекарственных средств, которые стоят условно 14 и 95 грн, то так они в аптеке и будут продаваться. Просто дополнительно внесено предписание всегда иметь в доступе и свободной продаже препараты более дешевых категорий, а «снятие» с полок или отказ аптеки их закупать будет считаться нарушением», - говорится в материале.

Дополнительным инструментом должен быть электронный рецепт, в котором обязательно должна указываться самая низкая цена препарата по Национальному каталогу плюс наценки. Если в аптеке не будет средства с соответствующим лекарственным веществом, это также будет нарушением. Конечно, на это должен пожаловаться потребитель. Эти предписания не будут касаться только уникальных лекарств, которые производятся конкретной компанией.

Наибольшие дискуссии и неприятие в законе вызывают «нерыночные» поправки, поданные Юлией Тимошенко. По словам экспертов, они предусматривали немного другую модель. Во-первых, для закупок медицинских препаратов для аптек предлагалась непрерывная линия льготного государственного кредита (не более 5% годовых). Это должно было поддержать малые аптеки (особенно в малых городках и селах), которые не могут себе позволить закупать дешевые препараты, поскольку при малом количестве клиентов доходы от реализации дешевого препарата будут значительно меньше, чем от реализации дорогого. Кроме того, такой кредит позволил бы уменьшить заинтересованность аптеки в продвижении дорогих фармацевтических препаратов. Во-вторых, аптекам запрещалось покупать более 20% одного и того же препарата у одного производителя или импортера. Принята была только вторая поправка (статья 20-4). И именно она вызывает наибольшее недовольство у представителей фармации, потому что фактически открывает 60% рынка для потенциальных новых производителей или импортеров, которые будут конкурировать с существующими. Таким образом, цены должны снизиться или же увеличатся поставки более дешевых категорий лекарственного средства. При этом в законе есть важная норма (в статье 20-1), которая жестко предписывает аптекам заключать договоры на поставку только с производителями и непосредственными импортерами, то есть минимизирована опасность создания производителей-«прокладок». Однако, к сожалению, эффект не будет быстрым и однозначным.

Некоторые категории лекарств могут исчезнуть с полок аптек по крайней мере на несколько месяцев из-за недостаточных ресурсов (в том числе логистических и из-за материально-технической базы для бесперебойного обеспечения лекарствами) других дистрибьюторов.

«Удастся ли на этот раз навести порядок на рынке лекарств? Или же очень монополизированный украинский фармацевтический рынок снова начнет саботировать правила игры, навязанные властью? Которой, как и всегда, когда в воздухе запахло выборами, захотелось быстрых и популярных решений, но при этом не хватает единой стратегии? Исчезнут ли в ближайшее время с прилавков аптек некоторые наименования крайне необходимых лекарств? Это мы увидим уже вскоре, после 1 марта, когда вступят в силу все постановления и нормативные акты, призванные урегулировать ситуацию. Сейчас выглядит так, что рынок не хочет играть в предложенную властью игру», - отмечает автор.

По ее словам, внутренний производитель не снижает цен на критические лекарства, объясняя это растущей себестоимостью и энергетическими сложностями. Розница хочет сохранить свою маржу и выплаты за маркетинговые услуги. Переговоры продолжаются. В уже принятые в авральном порядке постановления Кабмина вносятся изменения, которые регулируют размер наценок.

С другими материалами автора можно ознакомиться по ссылке.