Новые санкции США и Евросоюза вызовут остановку разработки арктических и сланцевых нефтяных месторождений в России. Кроме того, они затруднят компаниям финансирование других проектов по всему миру.
США в пятницу, 12 сентября, объявили о новом этапе санкций против российских банков, оборонного сектора и нефтяной отрасли, включая запрет американским производителям продавать оборудование для разведки нефти крупнейшим российским компаниям, - Газпрому, Лукойлу, Газпромнефти, Сургутнефтегазу и Роснефти. От этих ограничений пострадает, в частности, 3,2-миллиардный совместный проект Exxon Mobil и Роснефти в Арктике, а также российские проекты компаний Royal Dutch Shell, Statoil и ENI.
"Отказ этим проектам в технологиях, услугах и товарах из США и ЕС сделает невозможным или, по крайней мере, чрезвычайно трудным продолжение этих проектов... Готовой замены нигде нет", - сказал американский чиновник, добавив, что компаниям дается 14 дней на сворачивание работ.
Санкции стали шоком для Лукойла, сообщил источник в компании. "Мы никак не ожидали попасть в санкционный список", - сказал источник.
Лукойл наиболее активно из российских нефтяных компаний работает за рубежом - от Ганы до Каспийского моря и Ирака. Он планировал искать труднодоступную нефть в Сибири вместе с Total.
Банкиры и трейдеры, работающие с Лукойлом, отмечают, что санкции затруднят получение новых кредитов. Лукойл стал последней российской нефтяной компанией, получившей крупный западный кредит, на 1,5 миллиарда долларов, до введения санкций.
"Как только попадаешь в список санкций, взять кредит почти невозможно", - сказал трейдер западной фирмы, работающий с российскими нефтяными компаниями.
По мнению директора аналитической фирмы Small Letters Виталия Крюкова, валютные резервы РФ в размере 460 миллиардов долларов позволят стране продержатся не более двух лет при сохранении нынешних санкций. !zn