Штрафные санкции Нацбанка за выявленные нарушения банков при работе с политическими значимыми лицами (РЕР) носят непрозрачный и достаточно субъективный характер. При этом надзорные процедуры регулятора банковской сферы сами имеют множество слабых мест, позволяющих безнаказанно выводить активы банков и перекладывать убытки на государство и других кредиторов банковских учреждений. - пишет в своей статье для ZN.UA банковский эксперт Вадим Сирота
Неформальное давление международных кредиторов с вое время подвигло Нацбанк на ужесточение контроля над операциями с РЕР, но такие процедуры далеки от совершенства, - констатирует автор. – Также тематика РЕР вновь всплыла в контексте скандала с "панамскими оффшорами". Но особенно она актуальна для постмайданной Украины, ведь санкции ЕС и США против Януковича и его окружения (как и против публичных деятелей РФ за аннексию Крыма) базируются именно на категории "политически значимые лица". Операции с такими клиентами имеют "высокий риск", что обязывает банки к усилению контрольных функций по отношению к ним.
Но осуществление регулятором надзорных полномочий над работой банковских учреждений с РЕР приобрело непрогнозируемый, а в отдельных случаях и откровенно репрессивный характер.
"Проверки банковских учреждений на предмет корректности процедур работы с РЕР и штрафные санкции регулятора за выявленные нарушений в прошлом году стали настоящим "бичом" для банков в сфере финансового мониторинга. При этом участники рынка заявляли о претензиях к НБУ на предмет непрозрачности и широкого поля для субъективности оценок процедур работы банков с РЕР", - говорится в статье.
Вадим Сирота отмечает, что присутствующая на украинском банковском рынке неформальная практика первоочередного выполнения требования VIP-вкладчиков в случае нарастания проблем у банка дискриминирует остальных кредиторов.
"Практика работы регулятора с PEP требует качественных изменений. Например, необходимость четкой и слаженной работы надзорных подразделений НБУ. В первую очередь, своевременная и полноценная коммуникация Департамента финансового мониторинга с Департаментом банковского надзора (безвыездной надзор на основе статистической отчетности) и Департаментом инспектирования банков...", - пишет он.
С учетом страстей вокруг е-декларирования, назрела необходимость проведения надзором НБУ анализа отдельных банков с учетом сформированного и постоянно обновляющегося списка PEP. Важными пунктами этого анализа должны стать: концентрация средств таких вкладчиков в обязательствах, характер их политических и бизнесовых связей с акционерами банков, наличие личных поручительств PEP и залога их имущества по выданным кредитам, логика платежных трансакций с участием PEP, их операции с ценными бумагами, с иностранной валютой.".
Понятие "политические значимые лица" (от англ. Politically exposed persons – PEP) используется для физлиц, которые наделены (или были наделены) значительными публичными функциями в определенном государстве (главы государств или правительств, крупные политические деятели, высшие правительственные чины и т.д.). Международные стандарты работы с PEPотображены в 12-ой рекомендации FATF.
До 2014 года украинском законодательстве не было четкого определения PEP. Это понятие было отображено в принятом 14.10.2014 законе "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма".
Подробнее о проблемах действующей в Украине системе гарантирования вкладов читайте в статье банковского эксперта Вадима Сироты "Политически значимые лица: заложники обстоятельств или головная боль банковской системы?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".