UA / RU
Поддержать ZN.ua

Министры финансов стран G7 спорят об использовании российских активов

Однако, несмотря на публичные споры, представители G7 единодушны в том, что Москва должна заплатить за нанесенный ею ущерб.

Министр финансов Франции Бруно ле Мэр в среду, 28 февраля, публично поставил под сомнение мнение министра финансов США Джанет Йеллен о законности монетизации около 300 миллиардов долларов замороженных российских активов, что свидетельствует о глубоких разногласиях между странами G7, сообщает Reuters.

Читайте также: Почему Запад должен арестовать активы Центрального банка России — The Telegraph

Ле Мэр, выступая после встречи министров финансов G7, отверг позицию США. По его словам, Франция убеждена, что у международного права нет достаточных оснований для таких действий и необходима дальнейшая работа.

Он сказал, что любые подобные шаги должны быть полностью подкреплены международным правом и требуют поддержки всех стран G20 — крупнейших экономик, включающих, в частности, Россию, Китай и некоторые другие страны, критически относящиеся к Соединенным Штатам.

Представители G7 уже год пытаются договориться о том, что делать с замороженными российскими активами. Лидеры G7 попросили предоставить возможные решения до июня.

Дебаты на этой неделе в кулуарах встречи министров финансов крупнейших мировых экономик G20 в Сан-Паулу показали, что до достижения решения может быть еще далеко.

"Это не обязательно конфронтация. Мы продолжаем кулуарные дискуссии, направленные на достижение общей цели, которая заключается в поиске мер, соответствующих международному праву", - сказал журналистам после встречи заместитель министра финансов Японии Масато Канда.

Во вторник, 27 февраля, Йеллен заявила, что существуют "веские международно-правовые, экономические и моральные основания" для того, чтобы извлечь выгоду от российских активов: конфисковать их полностью, или использовать в качестве залога, а "теория контрмер" оправдывает такие действия с точки зрения международного права. Министр финансов США указала на настоятельную потребность помочь Украине.

Ле Мэр, когда его спросили о теории контрмер, сказал, что он не согласен.

"Мы не считаем, что эта правовая база достаточна", - сказал он. По его словам, необходим широкий международный консенсус.

"Эту правовую базу должны принять не только европейские страны, не только страны G7, но и все страны-члены мирового сообщества, и я имею в виду все страны G20. Мы не должны вносить никаких разногласий между странами G20", - добавил французский министр.

Россия уже угрожала серьезными ответными мерами, если Запад конфискует активы.

Впрочем, несмотря на публичные споры, один западный чиновник на условиях анонимности заявил, что представители G7 единодушны в том, что Москва должна заплатить за нанесенный ею ущерб. По его словам, все больше экспертов уверены, что существует правовой путь, который позволит конфисковать замороженные активы.

Ле Мэр утверждает, что ЕС, используя доходы от замороженных активов РФ, уже сделал значительный шаг вперед, и это мнение поддержал министр финансов Германии Кристиан Линднер.

Читайте также: В Минфине США призывают союзников искать способ передачи Украине замороженных российских активов

Линднер сказал, что выступает за использование процентов, полученных от замороженных российских активов, для поддержки Украины, назвав это "реалистичным шагом, который является юридически безопасным и может быть быстро реализован".

Вашингтон поддерживает идею налога на доходы, но утверждает, что более решительные действия оправданы, учитывая жестокость российского вторжения.

Канада согласилась с необходимостью двигаться вперед в конфискации замороженных российских активов, чтобы помочь Украине, заявила во вторник министр финансов Христя Фриланд.

Канда отказался комментировать позицию Японии, но сказал, что идея налога на непредвиденную прибыль, скорее всего, будет иметь поддержку со стороны G7 и международного сообщества в целом.

"Вопрос о том, делать ли дальнейшие шаги, требует дополнительного обсуждения, в том числе того, какие шаги приемлемы с точки зрения международного права", - добавил он.

Этот вопрос получил особое значение, поскольку Палата представителей Конгресса США, возглавляемая республиканцами, блокирует одобрение дальнейшей помощи Украине.

Эксперты говорят, что для того чтобы разблокировать стоимость активов, может понадобиться год или больше. Большинство, если не все страны, сохраняющие российские активы, должны будут принять внутреннее законодательство, чтобы сделать эти действия возможными.

Во вторник Йеллен признала, что существуют риски, но приуменьшила беспокойство некоторых европейских стран о подрыве роли доллара США, евро или японской иены как важных мировых резервных валют в случае конфискации российских активов.

Читайте также: Глава Еврокомиссии считает, что доходы от замороженных активов РФ следует использовать на закупку оружия для Украины

Ранее сообщалось, что G7 и Европейский Союз обсуждают план использования более 250 миллиардов долларов США замороженных активов российского центрального банка в качестве залога для финансирования восстановления Украины. Также на Западе обсуждают вариант использования доходов от замороженных средств, а не конфискацию самих активов. Детальнее о том, сколько есть доходов от замороженных российских активов и на что может рассчитывать Киев, рассказывала Татьяна Хутор в статье "Доходы от российских активов растут. Использует ли их Украина?”.

Однако чем больше стран рассматривают возможность конфискации замороженных российских активов для финансирования восстановления Украины, тем сложнее ситуация. В ЕС, в частности, опасаются возмездия и кибератак со стороны РФ.