UA / RU
Поддержать ZN.ua

Концессию Черноморска хотят провести без Prozorro: в отрасли бьют тревогу

В АМЭУ рассказали о рисках.

"Исключение Prozorro из процедуры отбора концессионера — это не техническая проблема, а возможный сигнал о том, что прозрачность перестала быть приоритетом для правительства",— заявил глава Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ) Виктор Берестенко, комментируя решение Кабмина отложить обязательное использование системы Prozorro для крупных концессий еще на два года — до 2027-го. Об этом говорится в статье LIGA.net "Концессия портов без Prozorro. Какие последствия решения Минэкономики".

Как отмечается в материале, по логике правительственного постановления теперь стратегические инфраструктурные объекты, в частности морские порты, могут передаваться инвесторам без полноценной электронной конкуренции. Решение появилось в момент, когда уже на этой неделе (15-17 декабря) может быть объявлен конкурс на 40-летнюю концессию терминалов в порту Черноморск. В правительстве ожидают, что проект привлечет сотни миллионов долларов в модернизацию причалов и оборудования, а бюджеты разных уровней получат более $1,1 млрд доходов.

Чтобы объяснить причины отсрочки, LIGA.net направила запрос в Министерство экономики. В ведомстве на запрос не ответили и отсылают к краткому разъяснению на сайте: для того, чтобы концессионные конкурсы заработали в Prozorro, нужно разработать и принять около 30 подзаконных нормативно-правовых актов. Закон "О публично-частном партнерстве", который это предусматривает, президент подписал летом 2025 года, однако на каком этапе подготовка документов - не сообщается.

В Минэкономики заявляют: "После обеспечения технической готовности электронной торговой системы, проведение концессионных конкурсов в Prozorro будет обеспечено в полном объеме". Когда именно наступит "техническая готовность" и когда будут готовы все документы, в министерстве не уточнили.

Глава АМЭУ Виктор Берестенко жестко ставит под сомнение "техническое" объяснение и предупреждает: уход от Prozorro именно накануне конкурса по Черноморску может ударить по доверию рынка и создать подозрения относительно "ручного" отбора. Он также скептически оценивает шансы на реальную конкуренцию во время войны: "Сегодня нет реальных инвесторов, готовых вкладывать средства в инфраструктуру на 40 лет в условиях ежедневных атак, нестабильности и отсутствия гарантий".

Дополнительным риском для любой портовой сделки остается неопределенность относительно будущих правил безопасности на море. Экс-заместитель министра экономики Павел Кухта подчеркивает, что потенциальное мирное соглашение между Украиной и РФ может изменить экономику проектов: "Если война закончится в ближайший год, уровень безопасности в Черном море будет другим, а грузопотоки — переориентируются". В то же время он признает: бесконечно откладывать концессионные конкурсы из-за войны также не стоит.

В начале сентября премьер-министр Юлия Свириденко заявляла, что "более 40" ведущих международных портовых операторов и инвесторов готовы присоединиться к таким проектам. Однако, по словам главы Ассоциации международных экспедиторов Украины Виктора Берестенко, отрасль до сих пор не увидела ни одного подтверждения заявленной "высокой заинтересованности" иностранных инвесторов.