Управляемый наличный хаос
В предчувствии валютных изменений наличный рынок запаниковал еще в середине сентября. Скачки почти до 39 грн/долл. и назад до 38 грн/долл. иногда происходили на протяжении нескольких дней.
Панику на наличном валютном рынке попробовали залить «ведром холодной воды». В один сентябрьский день крупный государственный банк и три коммерческих банка с иностранным капиталом выставили в своих кассах курс продажи доллара на уровне 37,75. При том, что раньше приобрести стодолларовую купюру в этих финансовых учреждениях было порой настоящим квестом.
Но на этот раз намерения «сбить» курсы были подкреплены пачками новеньких сотенных купюр долларов и евро. Дошло до абсурда: предприимчивые граждане скупали валюту «на все» в одном банке и несли ее в кассу другого, где курс был рыночным. На разнице курсов (иногда до 50 коп. на долларе) и при соответствующем объеме приобретения можно было улучшить личный бюджет на 100–150 долл. в день.
Изменение курса
А начиная с 3 октября фиксированный курс НБУ, по которому работал межбанк, на который ориентировались юридические лица и наличный рынок, к которому, в конце концов, были привязаны конвертационные краткосрочные депозиты населения, был ликвидирован.
В первый же день торгов по-новому межбанковские котировки хоть и незначительно, но сдвинулись вверх с точки стояния, установленной еще в июле прошлого года. Так валютный рынок Украины начал работать в парадигме «управляемой гибкости курса» под контролем регулятора.
И теперь эксперты наперебой прогнозируют, что в среднесрочной перспективе, по крайней мере до конца следующего года, курс доллара будет колебаться в коридоре от предыдущей основы 36,6 грн до 41–40 грн/долл. И именно эту отметку считают справедливой в Минфине.
Это еще не свободное «плавание», как до войны, но и не зацементированный курс доллара межбанка (евро и другие валюты колеблются к доллару согласно динамике мировых рынков).
Теперь для удержания курсовой стабильности НБУ вынужден проводить массивные интервенции по продаже валюты на рынке. Средств хватает, ведь поступления от международных партнеров в течение 2023 года были значительными и регулярными — по итогам года, вероятнее всего, они превысят запланированную отметку в 42 млрд долл.
Три валютных сценария
Какова перспектива этого валютного фронта? Какой будет динамика национальной валюты до конца следующего года?
На наш взгляд, возможны три сценария с разной вероятностью их реализации.
Сценарий 1. Неоправданный оптимизм (вероятность — 5%)
Этот сценарий предполагает, что гривня остается «надутой». Ее курс не будет совпадать с фундаментальными показателями реальной экономики. В таком случае безналичный доллар будет находиться около отметки 36,6 и постепенно девальвирует до курса наличного рынка, сложившегося на сегодняшний день.
Хоть и с низкой вероятностью, но такой сценарий возможен в случае, если транши от стран и организаций, оказывающих финансовую помощь Украине на следующий год, будут хотя бы не меньшими, чем в этом году, а их поступление будет регулярным (без задержек).
Но, как видим, сама вероятность относительно «низкого» доллара в среднесрочной перспективе почти нулевая.
Сценарий 2. Умеренная девальвация (вероятность — 80%)
Как и цена любого товара, цена валюты находится в прямой зависимости от спроса и в обратной — от предложения на валютном рынке. Спрос на национальную валюту определяется спросом на отечественный экспорт, а ее предложение — спросом на отечественный импорт товаров и услуг. Так в теории, и так всегда было до войны.
Сейчас в условиях огромного дисбаланса государственного бюджета потребность во внешней помощи составляет 25% от ВВП в размере около 42 млрд долл. ежегодно. При этом импорт активно растет, а экспорт, наоборот, сокращается.
В этом сценарии мы исходим из того, что 2024 год наши партнеры профинансируют в более-менее необходимых объемах. А золотовалютные резервы, накопленные НБУ на протяжении текущего года, все еще значительны и в случае перебоев с поступлением твердой валюты послужат своеобразным валютным зонтиком.
В этом случае динамика курса национальной валюты уже не зависит исключительно от объема ЗВР и темпов инфляции. Фактором номер один становится объем и периодичность внешнего финансирования. Но на этот показатель Нацбанк прямого влияния не имеет. Поэтому «средний» сценарий предполагает, что гривня отныне будет двигаться вниз.
Вместе с тем постепенная девальвация до уровня, который в правительстве признают желательным, то есть более 40–41 грн/долл. по итогам 2024 года, является не наихудшим вариантом.
А золотовалютный зонтик обеспечит плавность сползания курса гривни без лишних стрессов для экономики страны.
Сценарий 3. Неконтролируемый обвал (вероятность — 15%)
Наряду с относительно спокойным контролируемым удешевлением гривни под патронатом НБУ с некоторой вероятностью возможен и сценарий, который условно можно назвать «финансово катастрофическим».
Обеспокоенность вызывают следующие обстоятельства:
- чрезвычайные вызовы военного времени;
- усиление импортозависимости экономики;
- долги страны в следующем году достигнут 110% от ВВП;
- расходы госбюджета будут вдвое превышать уровень доходов;
- «окна» для вывода капитала закрыть полностью нереально. Часть валюты, которая принадлежит населению и бизнесу, в значительной мере оседает за рубежом.
А значит, экономический фундамент страны будет слабым, а социально-экономическое положение населения — уязвимым.
К тому же следующий год — это год выборов в США и многих ведущих странах Европы. Геополитические и геоэкономические риски для финансирования Украины в «привычных» размерах в предвыборный и поствыборный периоды будут чрезвычайно турбулентными. Поэтому ближе ко второй половине 2024 года на валютном рынке страны могут появиться тучи.
Гривня на свободе
Таким образом, в 2024 году валютный рынок страны будет волатильным, но дестабилизационная девальвация до сих пор маловероятна. Нацбанк своевременно понял, что удержать существующий баланс на уровне 36,6 грн/долл. — это задача без решения. А устанавливать новый фиксированный курс — лишь отсрочить проблему.
На следующий год анонсировано увеличение заработных плат в два этапа и повышение пенсий. Но рассчитывать на значительное улучшение жизненного уровня населения за чужой счет, а не благодаря деньгам, заработанным собственной экономикой, наверное, немного наивно. Помощь Запада будет достаточно дозированной и нерегулярной.
При этом надо финансировать армию, социальную сферу и поддерживать экономику. Сделать это можно, только если курс гривни будет ослаблен.
Именно об этом попросило Министерство финансов. Именно такой вариант де-факто уже заложило Минэкономики в планы поступлений от налогов в следующем году и коррекции торгового сальдо. Экспорт в следующем году вырастет на 7,5%, а импорт, наоборот, сократится на 5,5%. На треть увеличатся налоговые поступления против 2023 года — так планируют в правительстве.
Именно эти деньги «из воздуха» помогут:
- значительно увеличить гривневые доходы бюджета (повысятся налоги на импорт, вырастут поступления от продажи валюты внутри страны);
- профинансировать социалку;
- несколько уменьшить темпы деградации сальдо торгового баланса, ведь некритичный импорт уменьшится.