UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кого экономически будут бронировать: три вероятных варианта

Автор: Владимир Прядка

В правительстве все же решили повышение налогов для бизнеса разбавить принятием одной из моделей экономического бронирования работников и ФЛП. Но окончательное решение за парламентом, который, как известно, в таких вопросах ожидает согласования с «политическим руководством».

Народный депутат Ярослав Железняк в своем Телеграм-канале 4 октября заметил, что в ходе заседания финансового комитета Верховной Рады заместитель министра экономики Виталий Киндратив заявил о необходимости месячной отчетности по налогу на доходы физических лиц вместо действующей квартальной для введения экономического бронирования.

«Сказал, что точно будут внедрять модель экономического бронирования. Решение принято. Сейчас рассматривают несколько вариантов», — рассказал Ярослав Железняк.

Законопроект об увеличении налогов задним числом (с 1 октября) уже принят, а также ожидается одобрение одной из моделей экономического бронирования, вводящей переход от критичности предприятия до критичности работника, вероятно, на год, но с ежемесячным подтверждением зарплаты.

Об отходе от бронирования работников через процедуру признания предприятий критически важными свидетельствуют и результаты заседания Кабинета министров Украины 8 октября этого года. На нем было решено провести аудит принятых решений о таком признании. А пока будет осуществляться аудит (как минимум до 15 ноября 2024 года), поставить на паузу действие критериев и порядка, по которым определяют критичность предприятий. И, соответственно, центральным органам исполнительной власти (кроме министерств) и областным (Киевской городской) военным администрациям рекомендовано пока воздерживаться от принятия решений о признании предприятий, учреждений и организаций критически важными.

Читайте также: Экономическое бронирование: мифы и реальность

По состоянию на сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрированы семь законопроектов об экономическом бронировании. Но имеют шансы быть принятыми законопроекты от группы провластной фракции «Слуга народа» во главе с главой комитета по вопросам экономического развития Дмитрием Наталухой. Эти законопроекты предполагают три базовых варианта экономического бронирования.

Первый. Право бронировать работников будут иметь как предприятия, так и ФЛП. ФЛП будут иметь право бронировать сами себя. Размер заработной платы при этом варианте не будет иметь значения. Главный критерий — это уплата за работника военного сбора в размере 20 400 грн.

При этом ФЛП должен быть зарегистрирован не менее одного года и иметь доход в месяц как минимум 61 200 грн на одного бронируемого работника.

Второй вариант. Будут бронировать только работников предприятий, учреждений и организаций. Главный критерий — размер заработной платы работника не менее 36 336 грн.

Бронирования ФЛП или их работников этот вариант не предусматривает.

Третий вариант. Бронировать работников будут иметь право предприятия, учреждения и организации, а также ФЛП. Причем ФЛП также будут иметь право бронировать сами себя. Но критерии для бронирования в этом случае разные.

Для предприятий, учреждений и организаций критерий — это размер заработной платы работника не менее 36 336 грн. А для ФЛП — уплата за работника военного сбора в размере 20 400 грн.

При этом ФЛП должен быть зарегистрирован не менее шести месяцев и иметь доход в месяц не менее 61 200 грн на одного бронируемого работника.

Все варианты предполагают отсутствие задолженности по заработной плате и уплате налогов и сборов.

Экономический эффект от таких вариантов бронирования оценивается в сотни миллиардов гривен.

Читайте также: Аудит критических предприятий из-за бронирования сотрудников: заместитель Умерова рассказал, чего ожидать

«В случае принятия законопроектов с экономическим бронированием бюджет получит от 200 до 320 миллиардов гривен в год в зависимости от выбранной модели. По нашим расчетам, если примут модель бронирования без ФЛП, то бюджет может получать примерно 200 миллиардов гривен в год. Если с физическими лицами-предпринимателями, то примерно 320 миллиардов гривен», — заявил в июне Дмитрий Наталуха.

Кроме налоговых поступлений, по моему мнению, экономическое бронирование в одной из описанных моделей будет способствовать возвращению в Украину части работников-мужчин, которые в свое время покинули Украину как законным, так и незаконным способом.

Также будет устранена коррупционная составляющая при получении бронирования или отсрочек. Ведь вместо конвертов для чиновника за группу инвалидности или фейковое место в аспирантуре либо вместо платы за незаконное пересечение границы бизнес будет платить за работника налоги, которые пойдут непосредственно на финансирование Сил обороны.

Благодаря экономическому бронированию часть людей выйдет из «тени», вернется на работу, будет платить налоги, создавать добавленную стоимость.

Можно долго спорить на тему справедливости экономического бронирования. Вопрос действительно непростой. С одной стороны, кто-то говорит, что экономическое бронирование узаконит войну только для бедных. С другой — ожидаемые поступления в бюджет от экономического бронирования позволят и увеличить мобилизацию, и усилить мобилизацию экономики для финансирования нужд армии. Ведь средства на потребности фронта в оружии, на зарплаты военным — это все наши налоги, и чем больше мы сможем их генерировать внутри страны, тем больше сможем израсходовать на нужды Сил обороны.

Так что моя личная позиция такова: для бизнеса, для экономики, наконец для Победы этот закон крайне необходим.

Единственный вопрос, который не хотелось бы оставлять без внимания, — это вопрос справедливости экономического бронирования в отношении уже действующих военнослужащих, особенно добровольцев и тех, кто был в свое время мобилизован и уже третий год на войне. Тут действительно есть о чем говорить. Права военных также надо защитить. Убежден, что надо, наконец, взять и на третьем году войны принять закон о понятных правилах демобилизации.