Китай и ЕС договорились о создании "механизма" для обсуждения вопросов экспортного контроля, поскольку стороны стремятся ослабить рост торговой напряженности. Об этом сообщает FT.
Пекин также согласился покупать больше сельскохозяйственных товаров из ЕС и решить некоторые вопросы, включая отставание в выдаче лицензий европейским производителям детских смесей после жалоб на рыночные барьеры для их товаров и услуг.
Эти шаги говорят о готовности обеих сторон к взаимодействию после предупреждений со стороны европейских чиновников. Недавно еврокомиссар по вопросам торговли Валдис Домбровскис заявил, что отношения сторон находятся в опасности разрыва из-за таких вопросов, как несбалансированная торговля и война РФ против Украины.
"Обе стороны создадут механизм диалога в области экспортного контроля", - заявил глава экономической команды лидера Китая Си Цзиньпина Хэ Лифэн после встречи с Домбровскисом.
По его словам, механизм позволит "общаться по поводу политики и практики".
Механизм экспортного контроля между ЕС и Китаем появился после того, как в августе Вашингтон и Пекин объявили, что создадут обмен информацией о соблюдении экспортного контроля.
Пекин остро раскритиковал усилия США, направленные на ограничение продаж современного полупроводникового оборудования в Китай, к которым присоединились производители в Европе и Японии.
ЕС отмечает, что Китай также вводит экспортный контроль, недавно объявив об ограничениях на поставки галлия и германия, имеющих важное значение для производства полупроводников.
Обе стороны заявили в понедельник, 25 сентября, что рассмотрят возможность создания "механизма прозрачности" цепочки поставок сырья.
"Китай готов увеличить импорт из ЕС и надеется, что ЕС снимет ограничения на экспорт высокотехнологичной продукции в Китай", - сказал Хэ.
Домбровскис поднял вопрос правовой неопределенности, связанной с китайским законодательством о защите данных, которое, по мнению европейских компаний, слишком расплывчато и громоздко, тогда как Хэ раскритиковал недавнее решение ЕС начать расследование по импорту китайских электромобилей.
Экономический и торговый диалог на высоком уровне стал кульминацией пятидневного визита Домбровскиса в Китай.
В понедельник Домбровскис заявил аудитории в Пекине, что вторая по величине экономика мира должна изменить свой путь, иначе рискует нанести ущерб инвестициям и торговле с ЕС.
"Мы стоим на развилке. Мы можем выбрать путь к взаимовыгодным отношениям. Или же мы можем выбрать путь, который медленно отдаляет нас друг от друга. Где общие выгоды, которыми мы пользовались в последние десятилетия, слабеют и исчезают", - сказал Домбровскис.
Он отметил, что экономический успех Китая был построен на глобализации, когда потребители из ЕС покупали товары, которые спасли сотни миллионов людей из бедности.
"И ЕС, и Китай сталкиваются со значительными политическими и экономическими препятствиями. И некоторые из этих встречных ветров могут привести к тому, что мы будем отдаляться друг от друга", – добавил Домбровскис.
Сильнейшим встречным ветром стала неспособность Китая осудить Россию за вторжение в Украину.
"Пекин поддерживает территориальную целостность государств, поэтому нам очень трудно понять позицию Китая по войне России против Украины, поскольку она нарушает фундаментальные принципы Китая", - заявил Домбровскис.
По его словам, расследование ЕС по импорту электромобилей из Китая будет прозрачным и справедливым, и за ним могут последовать другие, если Китай не предложит "равные условия игры".
Позиция Домбровскиса и его критика рекордного дефицита торговли ЕС с Китаем в размере 396 млрд евро приблизила Брюссель к более жесткой позиции по отношению к Пекину, которую занимают США.
Ранее сообщалось, что Пекин раскритиковал расследование ЕС по предоставлению крупных госсубсидий Китаем своим производителям электромобилей, заявив, что этот шаг будет оказывать "негативное" влияние на экономические и торговые связи. Также Китай упрекнул иностранных автопроизводителей в том, что они не успевают за технологическими инновациями.
Расследование открывается, несмотря на опасения ответных мер со стороны Китая. Это признак роста тревоги о способности европейских производителей конкурировать с китайской промышленностью. Китай является домом для ряда производителей электромобилей, поддерживаемых государственными стимулами. Китайские автопроизводители готовятся увеличить продажи в Европе с помощью ряда конкурентоспособных электромоделей, которые, в случае успеха, могут вытеснить некоторых крупнейших производителей в ЕС.