Кабмин принял новую редакцию Правил предоставления услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу (были утверждены постановлением КМУ от 5 июля 2019 г. № 690, - ред.). Об этом сообщает "Судебно-юридическая газета".
Согласно новым Правилам, жителей фактически заставят следить за сайтами водоканалов и органов местной власти, чтобы не упустить обнародованные там тексты договоров на предоставление услуг водоснабжения. В противном случае к договору их присоединят без согласия, в автоматическом режиме.
Так, услуги предоставляются потребителю согласно условиям договора, заключаемого в соответствии с типовыми договорами о предоставлении услуги.
С предложением о заключении договора о предоставлении коммунальных услуг или о внесении изменений в него может обратиться любая сторона, предоставив в письменном виде другой стороне проект соответствующего договора (изменений к нему), составленный согласно типовому договору.
Индивидуальный договор считается заключенным с потребителем, если в течение 30 дней со дня опубликования текста договора на официальном веб-сайте органа местного самоуправления и/или на веб-сайте исполнителя услуги совладельцы многоквартирного дома не приняли решение о выборе модели договорных отношений и не заключили соответствующий договор с исполнителем.
Индивидуальный договор с владельцем индивидуальных (усадебных) жилых домов считается заключенным, если в течение 30 дней со дня опубликования текста договора на официальном вебсайте органа местного самоуправления и/или на вебсайте исполнителя услуг, если такой владелец не совершил действий по отключению (отказу) от коммунальной услуги (фактическое выполнение работ по отключению дома).
Фактом присоединения потребителя к условиям индивидуального договора (акцептование договора) является совершение потребителем любых действий, свидетельствующих о его желании заключить договор, в частности, предоставление исполнителю подписанного заявления-присоединения, уплата счета за оказанные услуги, факт получения услуг.
В случае смены права собственности или пользования помещением в многоквартирном доме, с предыдущим собственником (пользователем), с которым был заключен индивидуальный договор, договор с новым собственником (пользователем) считается заключенным со дня акцептования такого договора.
Потребители в многоквартирном доме, получающие услуги по другой модели договорных отношений, в случае принятия решения о прекращении такого договора могут присоединиться к индивидуальному договору о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу, совершив действия, удостоверяющие их желание заключить такой договор.
При заключении коллективного договора исполнитель предоставляет уполномоченному совладельцами лицу необходимое количество договоров, что обеспечивает получение договора каждым из совладельцев многоквартирного дома.
Коллективный договор и договор с коллективным потребителем могут быть заключены с исполнителем при условии оборудования многоквартирного дома узлом (узлами) учета, обеспечивающего (обеспечивающих) общий учет потребления услуги в доме.
Изменения договора заключаются в такой же форме, что и договор, который меняется. В случае смены исполнителем условий договора, они вступают в силу через 30 дней с момента размещения изменившихся условий на официальном вебсайте органа местного самоуправления и/или на вебсайте исполнителя.
В случае изменения тарифа в течение срока действия договора, новый размер тарифа применяется с момента его введения в действие.
Исполнитель осуществляет обслуживание внутридомовых систем централизованного водоснабжения и централизованного водоотвода при условии заключения с потребителем индивидуального договора о предоставлении услуг с обслуживанием внутридомовых систем.
Владелец дома (совладельцы многоквартирного дома) обеспечивает (обеспечивают) надлежащее содержание и ремонт внутридомовых систем, предназначенных для предоставления услуг.
Исполнитель обеспечивает поставку питьевой воды в соответствующем количестве и качестве услуги, установленные нормативами:
- по индивидуальному договору о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу с обслуживанием внутридомовых систем - до предела внутридомовых систем многоквартирного дома (здания) и инженерно-технических систем помещения потребителя;
- по коллективному договору о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу, договору с коллективным потребителем о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу, индивидуальному договору о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу, договору с собственником (пользователем) здания (помещение в здании ) о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу - до границ внешних инженерных сетей поставки услуг исполнителя и внутридомовых систем многоквартирного дома (здания).
Услуги предоставляются потребителям непрерывно, за исключением плановых и ремонтных перерывов.
В случае планового перерыва в предоставлении услуг (проведение ремонтных и профилактических работ в соответствии со строительными нормами и правилами, правилами технической эксплуатации и пользования, положениями о проведении текущего и капитального ремонта и другими нормативно-правовыми актами) исполнитель обязан сообщить потребителю через средства массовой информации или другим способом, гарантирующим доведение такой информации до потребителя, о таком плановом перерыве не позднее чем за 10 рабочих дней. В сообщении необходимо указать причину и срок перерыва в предоставлении услуги.
В случае применения перерыва в предоставлении услуг для ликвидации последствий аварии исполнитель обязан сообщить потребителю через средства массовой информации или другим способом, гарантирующим доведение такой информации до потребителя, о таком перерыве, не позднее чем через три часа с начала перерыва. В сообщении необходимо указать причину и срок перерыва в предоставлении услуги.
Способами, гарантирующими доведение информации до потребителя, являются объявления, размещенные на официальном веб-сайте исполнителя (при наличии), в подъезде, на доске объявлений (при наличии), в электронной системе учета расчетов потребителя (при наличии), или уведомление потребителя по посредством средств связи, электросвязи (в том числе по электронной почте), номер/адрес которых указаны потребителем в заявлении-присоединении к индивидуальному договору о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу или в разделе «Реквизиты и подписи сторон» во всех других договорах.
Потребителям в многоквартирном доме такая информация дополнительно доводится путем размещения соответствующих объявлений на специальных досках для объявлений, расположенных в местах общего пользования такого дома или на его придомовой территории.
В случае перерывов в предоставлении услуг, плата за услуги за время таких перерывов не начисляется.
Если предоставление услуг потребителю прекращено для проведения работ по устранению выявленных неполадок, связанных с получением услуг, возникших по вине потребителя, исполнитель восстанавливает предоставление услуг после устранения причин выявленных неполадок в кратчайшие сроки, но не более чем в течение 24 часов с момента получения сведений об устранении причин.
Обязанность по обеспечению готовности к оказанию услуг внутридомовых систем, находящихся в здании (в том числе многоквартирном доме), помещении, сооружении и предназначенных для оказания услуг, возлагается на владельца такого здания (совладельцев многоквартирного дома), помещения, сооружения, если указанная обязанность не возложена на управляющего, исполнителя по индивидуальному договору о предоставлении услуг с обслуживанием внутридомовых систем или другое лицо в соответствии с законом или договором.
Единицей измерения объема потребляемых потребителем услуг является куб. метр.
Коммерческий учет услуги ведется узлом (узлами) коммерческого учета, обеспечивающим (обеспечивающими) общий учет потребления услуги в здании, его части (подъезде), оборудованном отдельным инженерным вводом, согласно показаниям средств измерительной техники.
Если здание оснащено двумя и более узлами коммерческого учета услуги, определение объема потребленной услуги и его распределение осуществляется по сумме показаний всех узлов коммерческого учета услуг в здании (доме). По решению совладельцев многоквартирного дома распределение услуги производится для каждой отдельной части дома, оборудованной узлом коммерческого учета услуги.
Если имеющейся проектной документацией на здание (здание) предусмотрены отдельные внутридомовые системы водоснабжения с отдельными инженерными вводами на каждую, объем потребленной услуги в здании определяется отдельно по каждому узлу учета и не требует дополнительного решения совладельцев.
До установки узла коммерческого учета объем потребления предоставляемых услуг в здании определяется в соответствии с Методикой распределения.
Объем предоставленных потребителю услуг по централизованному водоотводу определяется на уровне объемов потребленных им услуг по централизованному водоснабжению и поставке горячей воды.
Потребитель предоставляет ежемесячно (способом, предусмотренным договором) исполнителю или определенному собственником (совладельцами) лицу, осуществляющему распределение объемов услуг, информацию об объемах потребления услуг по централизованному водоснабжению и поставке горячей воды.
Определенное собственником (совладельцами) лицо, осуществляющее распределение объемов услуг, предоставляет исполнителю информацию об объемах потребленной услуги по поставке горячей воды и распределение такой услуги между потребителями в здании.
В отдельных случаях, когда у потребителя отсутствует централизованное водоснабжение, учет для расчета количества централизованного водоотвода ведется в соответствии с узлом учета, обеспечивающим учет потребления в здании, его части (подъезде), установленном для источника питьевого водоснабжения.
Обслуживание и замена узлов коммерческого учета (общедомовые счетчики - ред.) осуществляются:
- оператором внешних инженерных сетей или исполнителем услуг (если он не является оператором соответствующих внешних инженерных сетей, но перечисляет ему уплаченные потребителями средства) при заключении с потребителями индивидуального договора или индивидуального договора о предоставлении услуг с обслуживанием внутридомовых систем;
- субъектами хозяйствования, уполномоченными на выполнение таких работ, привлеченными совладельцами многоквартирного дома совладельцев, в случае заключения коллективного договора, договора с коллективным потребителем, договора с собственником (пользователем) здания или принятия решения совладельцами о порядке обслуживания и замене узла (узлов) коммерческого учета.
Если владельцы (совладельцы) здания примут решение о порядке обслуживания и замене узла (узлов) коммерческого учета, они в течение месяца со дня принятия такого решения сообщают об этом оператору внешних инженерных сетей.
В случае обслуживания и замены узлов коммерческого учета за счет совладельцев полную ответственность за последствия ненадлежащего или не в полном объеме выполнения работ по обслуживанию узлов коммерческого учета несут совладельцы.
Несанкционированное вмешательство в работу узлов коммерческого учета запрещается. Если установлен факт несанкционированного вмешательства (самовольный демонтаж, умышленное уничтожение, повреждение, раскомплектование, в частности нарушение целостности пломб) в работу узла коммерческого учета, указанный узел считается вышедшим из строя.
Датой начала несанкционированного вмешательства в работу узла коммерческого учета могут быть:
- дата выхода из строя, зафиксированная автоматически таким узлом учета;
- дата сообщения о несанкционированном воздействии на узел учета;
- первый день после даты прекращения дистанционной передачи результатов измерения (при наличии);
- дата последней контрольной проверки исполнителем, но не более 12 месяцев до даты выявления факта несанкционированного воздействия на узел учета.
Потребитель уведомляет исполнителя о недостатках в работе узла коммерческого учета в течение пяти рабочих дней со дня их обнаружения способом, предусмотренным договором.
Исполнитель имеет право доступа к зданиям, помещениям и сооружениям, где установлены узлы коммерческого учета, для проверки сохранности таких узлов учета, снятия показаний средств измерительной техники, составляющей узла коммерческого учета, и периодического осмотра. Владелец (совладельцы) здания или его (их) представитель имеет право доступа к местам установки узлов коммерческого учета для проведения проверки сохранности и снятия показаний.
Периодический осмотр узла коммерческого учета осуществляется исполнителем при снятии показаний. В случае дистанционного снятия показаний периодический осмотр производится исполнителем не реже одного раза в год.
Порядок снятия показаний средств измерений узла (узлов) коммерческого учета определяется договором. Снятие показаний осуществляется исполнителем в присутствии потребителя или его представителя кроме случаев, когда снятие таких показаний осуществляется исполнителем с помощью систем дистанционного снятия показаний.
Объем потребленной в здании холодной воды, израсходованной на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в соответствии с Методикой распределения.
Несанкционированное вмешательство в работу узлов распределительного учета запрещается. Если установлен факт несанкционированного вмешательства (самовольный демонтаж, умышленное уничтожение, повреждение, раскомплектование, в частности нарушение целостности пломб) в работу узла распределительного учета воды, указанный узел считается вышедшим из строя.
Датой начала несанкционированного вмешательства в работу узла распределительного учета могут быть:
- дата выхода из строя, зафиксированная автоматически таким узлом учета;
- дата сообщения о несанкционированном воздействии на узел учета;
- первый день после даты прекращения дистанционной передачи результатов измерения (при наличии);
- дата последней контрольной проверки исполнителем коммунальной услуги, но не более 12 месяцев до даты выявления факта несанкционированного воздействия на узел учета.
На время отсутствия у потребителя узла распределительного учета в связи с проведением поверки средств измерительной техники, являющихся составной частью узла учета, ремонт для целей распределительного учета объем потребляемых услуг определяется в соответствии с Методикой распределения.
Исполнитель или другое лицо, осуществляющее распределение объемов услуг, обеспечивают функциональную проверку узлов распределительного учета. Порядок, периодичность такой проверки определяется договором между потребителем и исполнителем услуги или другим лицом, осуществляющим распределение объемов услуг.
Распределение объема потребленного в здании холодной воды, израсходованной на общедомовые нужды, осуществляет исполнитель или определенное собственником (совладельцами) здания другое лицо, осуществляющее распределение объемов услуг, согласно выбранной модели договорных отношений. Потребитель предоставляет исполнителю информацию о количестве лиц, фактически пользующихся услугами в помещении (квартире) потребителя, или других исходных данных, необходимых для применения выбранного способа распределения объемов услуг, в соответствии с Методикой распределения.
В случае, когда количество лиц в жилом помещении многоквартирного дома, которые фактически пользуются услугами, не соответствует количеству лиц, зарегистрированных в этом помещении, исполнитель или определенное владельцем (совладельцами) здания другое лицо, осуществляющее распределение объемов услуг, могут принять решение об установлении фактического количества лиц (потребителей) и проведении соответствующих начислений.
Потребитель информирует в течение месяца со дня наступления таких изменений Исполнителя об изменении собственника жилья (иного объекта недвижимого имущества) путем предоставления исполнителю выписки или информации из Реестра вещных прав на недвижимое имущество, а также о фактическом количестве лиц, постоянно проживающих в жилье потребителя, в целях дальнейшего внесения изменений в договор.
Исполнитель при осуществлении им распределения объемов потребленных в здании услуг периодически, но не менее одного раза в год производит контрольное снятие показаний узлов распределительного учета в присутствии потребителя или его представителя. Результаты контрольного снятия показаний узлов распределительного учета являются основанием для перераспределения объема потребленных услуг и проведения перерасчета с потребителем.
Перераспределение объема потребленных услуг в доме и перерасчет с потребителем производится в расчетном периоде, в котором получена в установленном порядке информация о несоответствии объема распределенной питьевой воды отдельным потребителям объема, необходимому для распределения, но не более чем за 12 расчетных периодов.
В случае недопущения потребителем (его представителем) исполнителя или другого лица, осуществляющего распределение объемов услуг, в соответствующий узел учета для снятия показаний или в случае непредоставления в определенный договором срок потребителем исполнителя или другого лица, осуществляющего распределение объемов услуг, показаний соответствующего узла учета, если такие показания по закону или договору обязан снимать потребитель, для целей коммерческого или распределительного учета исполнителем в течение трех месяцев принимается среднесуточное потребление таким потребителем услуг за предыдущие 12 месяцев, а в случае отсутствия такой информации – за фактическое время потребления услуг, но не менее 15 суток.
В случае отсутствия информации о показаниях узлов учета и/или недопущении потребителем исполнителя или другого лица, осуществляющего распределение объемов услуг, к соответствующему узлу учета для снятия показаний по истечении трехмесячного срока со дня недопуска исполнитель обязан производить расчеты с такими потребителями как с потребителями, помещения которых не оснащены узлами распределительного учета
Факт недопущения потребителем (его представителем) исполнителя или другого лица, производящего распределение объемов услуг, к узлу учета услуги для снятия показаний фиксируется путем составления акта в произвольной форме.
После восстановления предоставления показаний узлов учета таким потребителем исполнитель или другое лицо, осуществляющее распределение объемов услуг, обязаны произвести перераспределение объема потребленной услуги в доме и перерасчет с ним, а также со всеми потребителями дома в соответствии с Методикой распределения.
Перераспределение объемов потребленных услуг в доме и перерасчет производится в расчетном периоде, в котором получена в установленном порядке информация о несоответствии объема распределенных услуг отдельным потребителям объема, необходимому для распределения, но не более чем за 12 расчетных периодов.
Стоимость услуг по централизованному водоснабжению и централизованному водоотводу определяется по объему потребленных услуг и установленным в соответствии с законодательством тарифам.
Информирование потребителей о намерении изменения (корректировки) тарифов на услуги с обоснованием такой необходимости осуществляется исполнителем в соответствии с законодательством.
В случае изменения (корректировки) тарифов в течение срока действия договора, новые размеры тарифов применяются с момента их введения в действие и не требуют внесения сторонами дополнительных изменений в договор. Исполнитель обязан обеспечить их обнародование на своем официальном вебсайте.
В случае принятия уполномоченным органом решения об изменении (корректировке) цен/тарифов на услуги исполнитель в срок, не превышающий 15 дней с даты введения их в действие, сообщает об этом потребителю одним из способов, гарантирующих доведение информации до потребителей со ссылкой на решение соответствующего органа.
Плата за услуги рассчитывается с учетом размеров утвержденных тарифов и объема потребленных услуг, определенных и распределенных в соответствии с законодательством.
Плата исполнителю по индивидуальному договору о предоставлении услуг по обслуживанию внутридомовых систем состоит из:
- платы за услуги, рассчитываемые исходя из размера утвержденных уполномоченным органом тарифов и объема потребленных услуг или по нормам потребления, установленным органом местного самоуправления, до установления узла коммерческого учета;
- платы за абонентское обслуживание, определенной исполнителем, размер которой может превышать предельного размера, установленного Кабинетом министров Украины;
- платы за техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих предоставление соответствующих услуг, определяемых отдельным договором между исполнителем и совладельцами многоквартирного дома.
Плата за услуги, абонентское обслуживание и плата за техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых систем централизованного водоснабжения и водоотвода многоквартирного дома вносится потребителем исполнителю ежемесячно одной суммой, в порядке и размерах, определенных договором. При этом исполнитель обеспечивает детализацию информации о структуре платы в счетах потребителей.
В случае, когда совладельцы многоквартирного дома самостоятельно не выбрали одной из моделей организации договорных отношений и/или не пришли к согласию с исполнителем о размере платы за обслуживание внутридомовой системы централизованного водоснабжения и водоотвода, плата исполнителю по индивидуальному договору состоит из платы за услуги и платы за абонентское обслуживание.
Плата исполнителю по коллективному договору и по договору с коллективным потребителем состоит из платы за услуги, рассчитываемые исходя из размеров утвержденных тарифов и соответствующего объема потребления.
Счет на оплату потребленных услуг предоставляется потребителю ежемесячно на безвозмездной основе.
Счета на оплату потребленных услуг формируются исполнителем или определенным владельцем (совладельцами) другим лицом, осуществляющим распределение объемов услуг, на основе показаний узлов коммерческого учета с учетом показаний узлов распределительного учета и предоставляются потребителю (его представителю) не позднее чем за 10 календарных дней до предельного срок внесения платы за услуги, определенного договором.
Расчетным периодом для оплаты объема потребленных услуг календарный месяц.
Оплата услуг производится не позднее последнего дня месяца, следующего за расчетным периодом (предельный срок внесения платы за потребленные услуги), если иной порядок и сроки не определены договором.
По желанию потребителя оплата услуг может производиться путем внесения авансовых платежей.
Потребитель производит оплату потребленных услуг ежемесячно в порядке и сроки, определенные договором.
Потребитель не освобождается от оплаты услуг, полученных им до заключения договора.
Потребитель не освобождается от платы за абонентское обслуживание при отсутствии фактического потребления им услуг.
В случае неоказания услуг, предоставления их не в полном объеме или ненадлежащего качества, исполнитель производит перерасчет стоимости услуг в установленном законодательством порядке и уплачивает потребителю неустойку (штраф, пеню) в порядке и размере, определенных законом или договором.
В случае несвоевременного осуществления платежей за услуги, потребитель уплачивает пеню в размере, установленном в договоре, но не более 0,01 процента суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100 процентов от общей суммы долга.
Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за услуги.
Пеня не начисляется при наличии задолженности государства за предоставленные населению льготы и жилищные субсидии и/или наличия у потребителя задолженности по оплате труда, подтвержденной надлежащим образом.
В случае возникновения у потребителя задолженности за потребленные услуги, исполнитель и потребитель по взаимному согласию могут заключать соглашение о реструктуризации задолженности согласно законодательству.
В случае обнаружения в здании утечки воды из внутридомовых систем централизованного водоснабжения в течение периода, за который осуществляется расчет услуг по централизованному водоснабжению, распределение объемов предоставляемых услуг между потребителями осуществляется в соответствии с Методикой распределения.
В случаях, предусмотренных Законом Украины «О метрологии и метрологической деятельности», потребитель может проводить внеочередную поверку средств измерительной техники за свой счет, о чем информирует исполнителя или определенное владельцем (совладельцами) лицо, осуществляющее распределение объемов услуг. Результаты такой поверки оформляются в соответствии с законодательством.
В случае применения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг исполнитель обязан сообщить потребителю через средства массовой информации или иным способом, гарантирующим доведение такой информации до потребителя, о таком плановом перерыве не позднее чем за 10 рабочих дней. В сообщении необходимо указать причину и сроки перерыва в предоставлении соответствующих услуг.
В случае применения перерыва в предоставлении коммунальных услуг на ликвидацию последствий аварии исполнитель обязан сообщить потребителю через средства массовой информации или другим способом, гарантирующим доведение такой информации до потребителя, о таком перерыве не позднее чем через три часа с начала такого перерыва. В сообщении указываются причины и сроки перерыва в предоставлении соответствующих коммунальных услуг.
Ограничение (прекращение) предоставления услуг не является основанием для расторжения договора.
Предоставление услуг возобновляется в полном объеме в течение следующего дня с даты полного погашения задолженности за фактически потребленные услуги или с даты заключения соглашения о реструктуризации такой задолженности.
Расходы исполнителя, связанные с возобновлением предоставления услуг потребителю (кроме планового перерыва оказания услуг или перерыва на ликвидацию последствий аварии, произошедших не по вине потребителя), подлежат возмещению за счет потребителя в соответствии со сметой затрат на возобновление оказания услуг, составленной исполнителем.
Действия по ограничению (прекращению) предоставления услуг не должны приводить к повреждению общего имущества совладельцев многоквартирного дома.
В случае неоказания услуг, предоставление их не в полном объеме или ненадлежащего качества потребитель вправе вызвать исполнителя или его представителя для проведения проверки количества и качества предоставленных услуг.
По результатам проверки качества предоставления услуг составляется акт-претензия.
Исполнитель обязан прибыть по вызову потребителя в срок, определенный в договоре, но не позднее чем в течение суток с момента получения уведомления потребителя.
В случае неприбытия исполнителя в установленный срок или необоснованного отказа подписать акт-претензию такой акт-претензия подписывается потребителем и не менее чем двумя потребителями, проживающими (расположенными) в соседних зданиях (помещениях — в случае, когда услуги предоставляются в многоквартирном доме), и направляется исполнителю заказным письмом.
В случае проведения проверки качества предоставляемых услуг потребитель имеет право произвести забор проб. Информация о заборе проб указывается в акте-претензии.
При установлении по результатам исследования отобранных проб факта предоставления услуг ненадлежащего качества расхода потребителя на оплату проведенных исследований подлежат компенсации за счет исполнителя.
Исполнитель в течение пяти рабочих дней со дня получения акта-претензии решает вопрос об удовлетворении требований, указанных в нем, или выдает (отправляет) потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензии. В случае непредоставления исполнителем ответа в установленный срок претензии потребителя считаются таким исполнителем. Исполнитель в десятидневный срок уведомляет потребителя о принятых мерах по результатам удовлетворения его претензии.