UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из-за неоправданных налоговых "дотаций" аграриям бюджет ежегодно теряет десятки миллиардов гривень

Вопрос налоговых льгот для агросектора вполне может даже развалить действующую коалицию.

Аграрные льготы по своей сути являются многомиллиардными дотациями

Аграрные льготы по своей сути являются многомиллиардными дотациями

Настоящая схватка по поводу налоговых агрольгот в Украине еще впереди. И, судя по всему, она способна преподнести серьезнейшие сюрпризы - вплоть до окончательного развала действующей парламентской коалиции.

Ведь, как пишет в статье на ZN.UA Юрий Сколотяный и Роман Ивченко, на одной чаше весов - "структурный маяк МВФ", без выполнения которого его программа кредитной поддержки Киева не сможет дальше действовать (речь об обязательстве перевести аграриев на общую систему налогообложения с 1 января 2016 г.). А на другой - интересы представителей сектора, оказавшихся наиболее сильными не только в нынешнем составе ВР, но и во всей украинской власти и на ее орбитах. В том числе и в лице действующего президента, коль скоро он не торопится распрощаться с имеющимися у него в этой сфере активами (и даже наоборот, активно их наращивает).

Читайте также: "Волшебники" из страны льгот

"Священная корова агрольгот в "лучших традициях" червей-паразитов кормится из госбюджета так давно, что никто уже толком и не помнит, кто и когда взрастил ее на отечественном фискальном поле. А все попытки ее оттуда выгнать до сих пор заканчивались неудачей. Не помогало даже наличие соответствующих обязательств в предыдущих версиях соглашений Украины с "кредитором кредиторов" - этого не смогли сделать даже "пастухи смотрящих" из "семейного окружения" Януковича", - говорится в статье.

Авторы описывают привлекательное налогообложение, которое применяется в Украине к агропромышленным предприятиям.

Если предприятие является сельскохозяйственным товаропроизводителем, и доля сельхозпроизводства не менее 75%, то оно, в частности, может не платить налог на прибыль. Вместо него может уплачиваться единый налог.

Ставки единого налога - от 0,09 до 3% нормативной денежной оценки земель. И все, независимо от размера прибыли, которую предприятие получает. "Сравните это со стандартными 18% налога на прибыль, которые платят "менее равные" бизнесы, или с 2–4% налога с доходов, уплачиваемых плательщиками единого налога третьей группы. Сравнение подчеркнет привлекательность налогообложения аграриев", - отмечают авторы статьи.

Не являясь плательщиком налога на прибыль, такое предприятие может распределять дивиденды своим акционерам без уплаты налога на прибыль. Если акционерам "повезло", и они являются нерезидентами и находятся в стране, с которой у Украины есть договор об избежании двойного налогообложения с хорошими условиями (например, Нидерланды), то такие акционеры получат свои дивиденды без применения к ним украинского налога на доходы нерезидентов.

"Надо ли говорить, что зарегистрированные в далеких странах предприятия контролируются (открыто или не очень) лицами, которые во всевозможных рейтингах самых богатых людей представляют именно Украину, а не эти далекие страны? Этим-то лицам налоговые льготы явно идут на пользу уже сейчас, обеспечивая возможность все надежнее обосновываться в списках мультимиллионеров и миллиардеров", - говорится в статье.

Кроме того, аграрии пользуются специальным режимом НДС, что позволяет им считать собранный НДС своими средствами. В этом, по-простому, и заключается специальный режим. Продавая свою продукцию, льготники собирают со своих покупателей 20% НДС, но не перечисляют эти деньги в бюджет (как делают обычные плательщики), а оставляют их себе.

Согласно оценке МВФ, возврат "сельскохозяйственного сектора полностью в общий режим НДС в 2016 г. приведет к росту налоговых поступлений на 0,5–0,75% ВВП".

"Ружье" налоговых льгот висит на стене уже давно и регулярно постреливает. По некоторым данным, поддающийся оценке объем льгот в 2014 г. составил около 19 млрд грн. Невидимое же - "радиоактивное" - воздействие таких льгот (потребность в неучтенной наличности, уклонение от зарплатных налогов, "помощь" третьим лицам в уменьшении налогов) достоверной оценке вообще не поддается", - пишут Сколотяный и Ивченко.

"Налоговые льготы нужно давать для того, чтобы позволить бизнесу относительно быстро аккумулировать средства, за счет которых будут сделаны инвестиции, позволяющие этому бизнесу совершить качественный скачок. Если же бизнес не ожидает и не планирует никакого скачка, а налоговые льготы представляют собой фактически регулярно выплачиваемые дотации, без которых отдельные представители бизнеса просто не смогут свести концы с концами, то надо называть вещи своими именами!" - резюмируется в статье.

Подробнее о льготном налогом режиме для аграриев читайте в статье Юрия Сколотяного и Романа Ивченко ПАРАЗИТельные исключения, или Во что государству и его гражданам обходятся действующие налоговые льготы в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".