UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из более чем 200 реализованных в Украине инвестпроектов только два — государственно-частных партнерства

Действующие в стране механизмы не способствуют привлечению международных инвестиций. А подходы к отбору проектов в Украине далеки от лучших мировых практик.

В Украине государственно-частное партнерство (ГЧП) развивается крайне медленно, количество реализованных проектов минимально, а их эффективность - низкая. Эксперты Всемирного банка, по просьбе Минэкономразвития, разработали рекомендации для ее совершенствования. Работы предстоит много, но шанс выстроить действительно эффективную систему есть.

По данным Минэкономики, для реконструкции и развития инфраструктуры Украине ежегодно необходимо минимум $ 8 млрд. Одним из эффективных способов реализации инвестиционных проектов может стать партнерство государства и бизнеса. Однако, согласно выводам ВБ, действующие в стране механизмы не способствуют привлечению международных инвестиций. А подходы к отбору проектов в Украине далеки от лучших мировых практик.

"Фактически в Украине существует три пути реализации инвестиционных проектов - традиционное государственное инвестирование, государственно-частное партнерство и концессии. Каждый из этих путей регулируется разными процедурами и законодательством. Условия подготовки проектов под каждый их этих типов финансирования, как и государственные институции их оценивающие, тоже разные. Средств оценки целесообразности реализации проектов нет", - рассказала Ирина Запатрина, консультант команды экспертов Всемирного банка.

Если посмотреть на количество уже реализованных проектов, то свыше 200 из них окажутся концессионными и только два – проектами ГЧП. Свыше 20% всех инвестиционных проектов инициированы частными компаниями и схемы их шиты белыми нитками.

Читайте также: Томбинский пожаловался, что в Украине не хватает проектов для инвестирования со стороны ЕС

Это связанно с тем, что концессионное законодательство предлагает авторам проектов более простой способ их подготовки и упрощенную систему оценивания. "Естественно, имея два пути - простой и сложный, выбрать легко, особенно если проект изначально создан лишь ради "освоения" госсредств или привлечения к его реализации "своих" компаний", - пишет обозреватель ZN.UA Юлия Самаева.

В худшем случае государство финансирует проекты из госбюджета, в лучшем - компания самостоятельно получает коммерческий заем (в том числе в собственном банке), а правительство обеспечивает его государственными гарантиями. При этом сами проекты далеко не всегда ориентированы на общественный интерес.

Эксперты Всемирного банка, проанализировав их, обнаружили и выращивание грибов, и строительство сети магазинов, и разведение рыбы, и модернизацию нефтепереработки за государственный счет или под госгарантии. "Конечно, любой из этих проектов является коммерческим и даже в случае успешной реализации выгоден будет не столько обществу, сколько собственникам этих бизнесов", - пишет обозреватель.

Эксперты ВБ отмечают, что по сей день правительство считает проект успешным, если все его финансовые условия были выполнены, и оценивает проекты также только с этой точки зрения. Процедуры, которая предполагала бы оценку эффективности собственно проекта, его необходимость – нет.

Больше читайте в материале Юлии Самаевой "Государственно-частное партнерство не цель, а один из способов достижения цели" в свежем номере "Зеркала недели. Украина".