Итальянская Edison пытается через суд снизить цену на газ от «Газпрома»
Одна из крупнейших итальянских энергетических компаний Италии Edison подала иск в Стокгольмский арбитражный суд, целью которого является снижение цен на газ, которые «Газпром» установил на долгосрочные контракты. Ответчиком по иску станет дочернее предприятие «Газпрома» Promgas. Об этом в среду, 3 ноября, сообщили СМИ.
Одна из крупнейших итальянских энергетических компаний Италии Edison подала иск в Стокгольмский арбитражный суд, целью которого является снижение цен на газ, которые «Газпром» установил на долгосрочные контракты. Ответчиком по иску станет дочернее предприятие «Газпрома» Promgas. Об этом в среду, 3 ноября, сообщили СМИ.Edison настаивает, что теряет деньги, покупая газ по более высоким контрактным, а не рыночным ценам. По словам генерального директора компании Умберто Квадрино, только в третьем квартале 2010 года Edison потеряла 37 млн евро прибыли.
Сумму иска представитель Edison не назвал, но отметил, что идет подготовка материалов к рассмотрению дела, которое предполагается завершить к концу 2011 года. По словам Квадрино, компании предложили неприемлемые цены на, 2011 год, но при этом она обязана соблюдать эти условия в течение трех лет.
Процедура обращения в суд предусмотрена контрактом.
Сейчас цены на газ по долгосрочным контрактам «Газпрома» почти на 30% выше тех, что установлены в спотовых контрактах. «Газпром» продает Италии топливо по 300-320 долларов за тысячу кубометров, в то время, как Катар поставляет сжиженный природный газ по 240-250 долларов.
Впрочем, по мнению аналитика компании БКС Андрея Полищука, долгосрочные контрактные цены могут быть выгодны не только поставщику, но и потребителю.
«Контракт предусматривает не только текущую цену на газ, которая исчисляется исходя из цен на нефть, но также и объемы и условия поставки, - отмечает Полищук. - И это дает потребителю гарантию поставок определенных объемов по законтрактованной цене, в то время, как на рынке может сложиться ситуация, когда спотовых объемов попросту не хватит».
Эксперты указывают на тот факт, что в докризисные времена цены на спотовом рынке были даже выше, чем контрактные цены «Газпрома». К снижению цен привело снижение потребления газа в Европе в результате рецессии и усиление конкуренции между поставщиками.
Впрочем, участники рынка ожидают, что по мере восстановления спроса разница в рыночных и контрактных ценах исчезнет.
Тем более, что «Газпром» уже заключает контракты, в которых учитываются рыночные цены. Недавно российский газовый монополист и правительство Германии подписали договор, предусматривающий 15% поставляемых объемов газа по спотовым ценам.
«Но и эти контракты, могут в будущем сыграть злую шутку с потребителем, - говорит Полищук, - если через какое-то время рыночные цены будут выше, чем расчетные по контрактам с «Газпромом».
Иски к Газпрому в международные суды в прошлом подавали и в других странах, но до разбирательства так и не доходило.
При этом «Газпром» иногда все же и сам идет на скидки; пример – недавний контракт с Польшей, по которому «Газпром» готов снизить цены на 10% на дополнительные объемы поставляемого газа.
«Проще вести переговоры, чем накалять обстановку и договариваться через суд, - резюмирует Полищук. - А связь между нефтяными ценами и ценами «Газпрома» все равно останется, хотя формула составления цены и будет изменена с учетом спотового рынка газа».
«Этот рынок развивается, появляются новые поставщики, и не замечать этого «Газпром» уже не сможет. Но изменения произойдут не раньше, чем лет через пять», - считает эксперт.
Однако пока доля России в объемах поставок газа в Европу постоянно снижается. В Италии она уже упала с 24% до 12%.