Премьер-министр Италии Джузеппе Конте призвал лидеров ЕС 17 марта принять чрезвычайные меры и рассмотреть вопрос о создании единого фонда евробондов и их эмиссию т.зв. European Recovery Bond, чтобы помочь экономике Европы выйти из коронавирусного кризиса. Однако остальные члены Евросоюза не спешат объединить усилия.
Конте отметил, что ни одна страна-член ЕС не сможет обойти "социально-экономическое цунами" на фоне пандемии коронавируса, добавив, что любая задержка совместной реакции ЕС была бы безответственныой и потенциально фатальной, пишет издание Euractiv.
Несмотря на то, что многие экономисты сходятся во мнении, что взаимная задолженность на уровне ЕС имела бы смысл, эта идея кажется противоречивой, поскольку Союз не имеет атрибутов федеративного государства и не контролирует все рычаги экономики.
Пока Франция и Италия поддерживали идею выпуска совместных еврооблигаций во время кризиса суверенной задолженности 2010-2012 гг., Германия решительно противостояла этой идеи, указывая на индивидуальную ответственность стран-членов ЕС удерживать свои финансы в порядке. "Вы не доверяете свою кредитную карту кому-то, не имея возможности контролировать его расходы", - отметил тогда немецкий центральный банк.
Другим вариантом может быть использование Европейского механизма стабильности (ESM), фонд помощи в еврозоне, который на сегодня имеет 410 миллиардов евро. Некоторые аналитики утверждают использования ESM поможет "послать четкий сигнал инвесторам".
Идею поддержал бывший премьер-министр Италии Энрико Летта, который написал в Twitter, что фонд был задуман именно для такой ситуации, и он должен стать опорой европейской реакции на коронавирусный кризис.
Однако министр финансов Германии Олаф Шольц заявил, что дебаты относительно привлечения ЕСМ до сих пор являются "преждевременными" на этом этапе.
В понедельник, 16 марта, Министры экономики ЕС не смогли договориться о привлечении ESM во время совместной телеконференции.
Еврокомиссия приняла решение создать резерв медицинского оборудования ЕС. Государства-члены, которые берут на себя обязательства сохранять запасы RescEU смогут рассчитывать на поддержку ЕК, в частности ЕК компенсирует 90% стоимости поставок, остальные 10% – соответствующее государство-член. Созданные таким образом резервные фонды в случае необходимости могут быть использованы одним или несколькими государствами-членами.
Лидеры ФРГ, Нидерландов, Финляндии, Австрии и стран Восточной Европы также заблокировали инициативы Италии о создании единого фонда. Компромиссным решением переговоров стала договоренность о разработке до 5 апреля текущего года руководством пяти главных институтов ЕС (Еврокомиссии, Европарламента, Совета ЕС, ЕЦБ и Еврогруппы) неотложных мер по противодействию экономическим последствиям эпидемии, а также поддержки наиболее пострадавших государств (прежде всего, Италии, Испании и Португалии).
Как отмечает BBC, во время кризиса коронавируса особенно стало ощутимым напряжение между централизацией власти в "Брюсселе" против принятия решений с национальными правительствами и парламентами. Здравоохранение, например, является национальной компетенцией. Когда богатые страны, такие как Нидерланды и Германия, слышат слова "распределение долга" или "солидарность", они переживают, что их избиратели поймут, что они будут оплачивать счета более бедных стран на юге.
Гааге и Берлину никогда не нравилась идея еврооблигаций, поэтому привязка их к кризису коронавирус не помогает. Европейская комиссия не может заставить национальных лидеров действовать определенным образом и объединить их для сотрудничества.
Однако солидарность между странами все же сохраняется: Австрия, Франция и Германия ранее отправили защитные маски в Италии, а Германия принимала пациентов Covid-19 из Италии и соседней Франции.
Лидеры ЕС также поставили общие заказы на новые вентиляторы. К тому назад они договорились закрыть внешние границы зоны и установить приоритетные зеленые полосы доступа для грузовых автомобилей на национальных границах, чтобы экспорт и импорт продовольствия и медицинских товаров больше не задерживался из-за карантинных мер.
Вместе с остальной группой стран G20, ЕС согласился инвестировать средства в поиск вакцины против коронавируса, которая будет доступна во всем мире. Европейская Комиссия также временно приостановила правила еврозоны относительно государственного долга, позволяя странам-членам тратить то, что нужно, чтобы пережить вспышку нельзя лучше.
Кроме того, Европейский Центральный Банк объявил пакет помощи в размере 750 миллиардов евро, заявив, что "нет ограничений" в своих обязательствах по защите евро.
Он также сказал, что между странами ЕС существует "широкая договоренность" использовать Европейский механизм стабильности, созданный в 2012 году на фоне финансового кризиса, как фонд чрезвычайных ситуаций с коронавірусною кризисом - хотя среди стран-членов предсказуемо есть аргументы относительно того, вместе с финансирования должны быть добавлены условия их назначения.
Ранее ЕС обвинил Венгрию в нарушении европейских ценностей. Президент Европарламента Дэвид Сассоли официально обратился в Еврокомиссию с просьбой дать правовую оценку чрезвычайному закону, принятом парламентом Венгрии, которым правительству страны предоставляются чрезвычайные полномочия в организации мероприятий по противодействию коронавирус.
Как сообщалось, парламент Венгрии проголосовал за продолжение чрезвычайного положения в стране и предоставил премьер-министру Виктору Орбану дополнительные полномочия для борьбы с коронавирусом. Этот закон предоставляет Правительству страны право прямых управленческих решений, не ограниченных во времени, и предусматривает уголовную ответственность за распространение дезинформации или ложной информации, "подрывает усилия правительства в защите здоровья граждан".