UA / RU
Поддержать ZN.ua

Грузовладельцы выступают против дноуглубления Днепра за счет морских портов

Грузовладельцы, пользующиеся услугами морских портов Украины, выступили против перекрестного субсидирования речных перевозок за счет морских портовых сборов, сообщают "Контракты".

"Во-первых, это не справедливо, чтобы одни грузоперевозчики страдали за счет других. Во-вторых, это экономически нецелесообразно и противоречит здравому смыслу. Если у государства есть желание инвестировать, они должны брать средства в бюджете, а не создавать фактически дополнительный налог", - заявил президент объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков.

Среди первоочередных задач созданного 9 февраля филиала Администрации морских портов Украины (АМПУ) - "Дноуглубительного флота" - проведения работ на реке Днепр. В финансовом плане АМПУ на работы новым флотом предусмотрено более 1,3 млрд. грн., что составляет треть от общей суммы капитальных инвестиций. Данные средства собраны преимущественно от судозаходов украинских экспортеров в морской порт "Южный".

"То, что сегодня заложили методику перекрестного субсидирования реки за счет морских сборов - даже Всемирный банк говорит, что этого делать нельзя. Мы не поддерживаем эту позицию. И мы об этом уже сообщали АМПУ и выразили свое мнение Министерству инфраструктуры", - подчеркнула представитель группы Ferrexpo по странам СНГ Ярославна Блонская.

По словам экспертов, получаемые с портовых сборов 1,5 млрд. грн согласно принятой Кабмином в 2017 году программе предназначались для углубления внутреннего подходного канала к причалам 18,19,20 в порту "Южный" с целью сохранить объемы валютных поступлений и помочь экспортерам удержаться на рынках Китая и Японии. На эти причалы приходится более половины экспорта-импорта навалочных грузов.

Каленков отметил, что на текущий момент многие суда не могут зайти в порт и загружаются-разгружаются на рейде. "Большая часть коксующегося и энергетического угля завозится сейчас морем и с дальнего зарубежья. Поэтому у нас возникла сейчас большая необходимость в заходах крупных судов типа кейпсайз. Это значит, что глубины должны быть соответствующими", - рассказал президент объединения "Укрметаллургпром".

Дноуглубление позволит принимать суда водоизмещением в 190 тыс.тонн с импортным коксующимся углем для украинских металлургов. В расчете на правительственную программу дноуглубления внутреннего канала к причалам №18,19 и 20 порта "Южный", металлурги привлекли в Украину крупные инвестиции. В частности, Ferrexpo вложила в расширение производства более 200 млн. долл.

"Сегодня производство ЖРС у нас - 11,5 млн. тонн в год - это показатели 2016 года. При проведении имплементации всех инвестиционных проектов, мы можем увеличить объемы вдвое", - отмечает Блонская.

При этом эксперты считают финансирование речного дноуглубления за счет портовых сборов юридически не обоснованным: согласно Закону "О морских портах Украины", регламентирующего правовые, экономические и организационные основы деятельности в морских портах (статья 2), действие норм Закона не распространяется на речные порты.

"Если будет кросс-субсидирование речного транспорта за счет морского - это будет дополнительный налог на перевозчиков", - резюмировал Каленков.