Министра финансов Александра Шлапака заподозрили в лоббировании интересов представителей теневого рынка алкогольной и табачной продукции. Таковы результаты расследования журналистов программы "Особливий погляд".
"Речь здесь не идет только о сокращении цены на акцизную марку на алкогольные или табачные изделия - существенно будет снижена защита этих марок. Это означает, что если реализуются планы Минфина, повышаются возможности для фальсификации данных марок. А это - расцвет теневого сектора. К сожалению, контролировать рынок наши фискальные органы, если будет применена схема Шлапака, будут не в состоянии", - объясняет народный депутат, член фракции "Удар" Павел Розенко.
Как оказалось, Минфин требует удешевления марки за счет элемента, который является основой для системы "Электронная акцизная марка", успешно работающей в Европе и не хочет слышать о снижении цены марки за счет изъятия голограммы, которая малоэффективна, т.к. поддается копированию.
"Существует система в нынешней марке, которая позволяет отследить в автоматизированной системе продукцию, от начала ее производства и до кассы. Все остальные системы они или дороже, или же требуют дополнительного инвестирования, производства. И самое главное - в этой системе убирается человеческий фактор", - отмечает генеральный директор ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк.
По оценкам экспертов ежегодно в Украину поступает контрабанды минимум на 10 миллиардов долларов. Чаще нелегально завозят электронику, бытовую технику. Но львиная часть "теневой" продукции состоит как раз из алкоголя.
"Уровень теневого сектора в экономике достаточно большой. По нашим собственным оценкам, в прошлом году он был порядка 150 миллиардов долларов, в то время как в той части экономики, которая находилась на свету, зарабатывалось порядка 170 миллиардов долларов", - говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Экономисты отмечают, что за 20 лет "теневой рынок" алкоголя и табака в Украине удалось снизить вдвое, однако побороть полностью контрабанду и контрафакт можно только системной работой. Реализация такого проекта как Электронная акцизная марка уже помогла Болгарии и Румынии в 2005-2006 годах решить проблемы с массовым ввозом контрабандной табачной и алкогольной продукции.
Графический элемент является основой новой системы контроля за оборотом алкоголя и табака, уверены эксперты. Ведь новая система минимизирует человеческий фактор – "заменит" налоговиков, которые сейчас не достаточно старательно выявляют нелегальную продукцию, а также вообще сделает невозможной продажу контрабандного и контрафактного товара в легальных сетях.
Напомним, ранее руководитель Министерства финансов Александр Шлапак написал письмо главе Государственной фискальной службы Украины Игорю Билоусу. В этом письме министр предложил существенно удешевить акцизную марку за счет снижения ее защитных функций.
Народный депутат Павел Розенко написал в своем Facebook, что у него возникли подозрения: отменой графического элемента в Кабмине хотят возобновить "сотрудничество" с сомнительными частными структурами.
Справка: Электронная акцизная марка - автоматизированная система контроля за движением подакцизной продукции - от производителя до конечного потребителя. Она сочетает в себе высокозащищенную акцизную марку, которую так хочет отменить Минфин, и программу администрирования акцизного налога. На каждую акцизную марку наносится уникальный "трек энд трейс" (track and trace) код. Состоит он из графического защитного элемента и QR-кода. Первый позволяет определить подлинность марки, второй – содержит полную информацию о типе подакцизного товара, на которую клеится подакцизная марка.