По расчетам Mott MacDonald, вместе с ремонтом магистральных газопроводов, компрессорных станций и установкой новых газоизмерительных агрегатов, а также современной системы управления ГТС реконструкция и модернизация обойдется «Укртрансгазу» («Нафтогазу Украины», а значит, и газопотребителям страны) минимум в 4,8 млрд долл. за семилетний период.
При этом приоритезация проектов основана на сравнительно недорогих ремонтах, что позволит содержать газотранспортную систему Украины в нормальном рабочем состоянии до полной модернизации.
Для этого Mott MacDonald рекомендует в течение ближайших восьми-десяти лет инвестировать (освоить) минимум 2,8 млрд долл. в минипроекты. Эти затраты необходимы для поддержания системы в рабочем режиме. Проще говоря, в такую сумму выливается многолетнее недофинасирование газотранспортной системы Украины.
Mott в своем исследовании состояния украинской газотранспортной системы подтвердила, что ГТС, помимо проектных и строительных неточностей, в основном страдает из-за отсутствия надлежащего финансирования плановых работ. А известные аварии - результат заводских дефектов и коррозии или же строительных недостатков при укладке линейной части трубопроводов и строительстве компрессорных станций.
Второй вывод компании: на основе статистики аварий и дефектов магистральный газопровод Уренгой-Помары-Ужгород (протяженность по территории Украины - 1137,97 км) назван приоритетным для реконструкции, чем сейчас и занимается «Укртрансгаз» и о чем сказано выше.
Третье. Приоритетность реконструкции МГ определена в такой последовательности: газопроводы «Союз», «Прогресс» и Елец-Кременчуг-Ананьев-Тирасполь-Измаил (ЕКАТИ). Но без детального учета загрузки этих газопроводов в настоящее время и в будущем.
Компрессоры на компрессорных станциях, обслуживающих магистральные газопроводы, в большинстве своем исчерпали свой технический ресурс и нуждаются в замене. Стареющее оборудование еще работает благодаря профессионализму обслуживающего персонала. Но эксперты Mott пока не смогли точно оценить оставшийся технический ресурс из-за отсутствия полной картины и комплексных данных.
Четвертое. Для повышения к.п.д. тепловой эффективности предлагается более широко использовать паровые газотурбины и электрогенераторы. Это и экономия, и положительный экологический эффект.
Пятое. Mott опасается, что поскольку предложенный в результате исследования план реконструкции ГТС будет реализовываться семь-восемь лет (а за меньший срок не справиться), то существует угроза выхода из строя части оборудования, а значит, необходимости его срочного ремонта и замены, что потребует дополнительных срочных затрат.
Шестое. Газоизмерительные станции (ГИС) газотранспортной системы изначально запланированы только на выходе - на западных границах Украины. К тому же они устарели и не отвечают требованиям коммерческого учета газа. Их необходимо заменить ультразвуковыми наряду с реконструкцией действующих ГИС.
Седьмое. Mott отмечает, что в принципе потери газа невелики (кроме топливного и так называемого технологического газа) по сравнению с объемами транзита - 205,6 млн кубометров за 2010 год. К тому же их можно сократить, заменив устаревшее оборудование.
Восьмое. Что касается других причин потери газа (остановки и запуски системы при ремонтах и авариях), то здесь Mott рекомендует задействовать современную систему SKADA для интеграции систем управления и учета.
Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Аллы Еременко «Украинский «Южный газотранзитный коридор» вместо российского «Южного потока»: еще не поздно?».