Российский "Газпром" недополучил от $ 5 млрд до $ 6 млрд из-за невыполнения газовых контрактов со странами ЕС в попытках помешать реверсу в Украину, свидетельствуют расчеты российского "Интерфакса" и данные источников в российской компании.
В том числе около $ 5,5 млрд составила недополученная выручка при поставках газа в дальнее зарубежье и до $ 400 млн - штрафы (в практике их называют "скидками") за недопоставку номинированных покупателями объемов газа.
Данная сумма значительным образом превышает сумму, которую российский газовый монополист пытается взыскать в стокгольмском арбитраже с НАК "Нафтогаза Украины" (на данный момент РФ заявляет о $ 2,4 млрд).
С сентября 2014 года по 5 марта 2015 года "Газпром" не выполнял свои обязательства по поставке газа странам-членам ЕС в 100%-ном объеме. Фактически уровень недопоставки оценивается в 16-17 млрд куб. м газа.
С помощью снижения поставок газа в Европу "Газпром" надеялся воспрепятствовать реверсу газа через территорию стран членов-ЕС в Украину.
В июне прошлого года, когда Украина активно наращивала реверс газа из Европы, глава "Газпрома" Алексей Миллер обещал, что "в перспективе" компания будет вводить ограничения поставок газа по тем направлениям (в страны ЕС), где будут зафиксированы реверсные поставки в Украину, "со всеми вытекающими последствиями для европейских компаний".
Однако после того как были введены ограничения, "Газпром" давал уже совсем другие объяснения - якобы, самим российским внутренним потребителям не хватает газа, поэтому приходиться ограничивать его импорт в ЕС.
В начале марта решение "Газпрома" снова поставлять газ в Европу в полном объеме обвалило цены на газ на европейских рынках. Таким образом, стоимость "реверсного" газа для Украины также снизится. Кроме того, Украина ожидает снижения цены и на российский газ до $ 270 за тысячу куб. м.
Как отметил министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин, у "Газпрома" так и не вышло помешать прекращению реверса газа в Украину с территории стран Европы. Министр подчеркнул, что подобное давление на европейских партнеров лишь заставляет их искать новых поставщиков газа.