Резкий скачок цен на нефть и другое сырье после начала вторжения России в Украину отвлекает инвесторов от долговременных и более опасных последствий от продовольственной инфляции.
Об этом Financial Times сказал основатель американской инвестиционной компании BlackRock Лари Финк.
«Одна из вещей, вызывающих тревогу и о которых мы не говорим достаточно, это продовольствие. И речь идет не только об инфляции. Есть также геополитические беспокойства, которые вытекают из нее», – сказал он.
Цены на энергоносители стремительно начали расти после того, как страны Запада ввели санкции против России из-за начала ее вторжения в Украину. Зерновые культуры и пищевое масло тоже сильно подорожали, потому что Украина – крупный экспортер этих товаров. Нефть начала дешеветь и на этой неделе приблизилась к довоенной стоимости, поскольку трейдеры ожидают, что потребление топлива сильно упадет. Но продовольственная инфляция все еще остается высокой. Индекс потребительских цен в США за июнь показал, что курятина и мука подорожали примерно на 20% в годовом исчислении, а маргарин – на 34%.
«Мы много говорим о ценах на бензин, потому что это влияет на американцев. Но гораздо большая проблема – это еда. Происходит очень масштабное уничтожение пахотных земель в Украине. Глобальные цены на удобрения подскочили почти на 100%. Вдобавок еще и сокращается количество удобрений, которые используют фермеры. Это подрывает качество урожая по всему миру», – сказал Финк.
Ценники на заправках начали падать. Но, несмотря на это, производители продовольственных товаров до сих пор страдают от высокой себестоимости производства. Если цены на минеральные удобрения начнут тоже уменьшаться, это никак не отразится на урожае этого года. Всемирный банк прогнозирует, что глобальные цены на продовольствие поднимутся на 20% до конца года. И это большее подорожание, чем в случае другого сырья.
Больше всего страдает Африка, которая обычно импортирует зерно из Украины в дополнение к собственному производству. Цены на минеральные удобрения на континенте уже подскочили на 300%. И Африканский банк развития прогнозирует, что африканский урожай зерновых сократится на 2 миллиона тонн. Банк выделил 1,5 миллиарда долларов на программу помощи фермерам. Однако общее производство продуктов питания в Африке может по итогам года упасть на 20%.