Европейские компании, все еще работающие в России, пытаются выполнить новое положение о санкциях ЕС, которое может существенно изменить способ ведения бизнеса в этой стране. Более двух лет после того, как Владимир Путин отдал приказ о полномасштабном вторжении в Украину, транснациональные компании стоят на грани потери возможности предоставлять своим российским дочерним компаниям профессиональные услуги, такие как бухгалтерский учет, управленческий консалтинг и юридические консультации.
Изменение в политике происходит в то время, когда Брюссель стремится закрыть бесчисленные лазейки в своих санкциях против России и ограничить возможности Кремля финансировать свою военную машину. Новое положение, которое вступит в силу в июне, даст европейским регуляторам наиболее подробный сегодня обзор текущей деятельности западного бизнеса в России. Однако юристы и руководители предупреждают, что это изменение может ненамеренно заставить компании обратиться к российским поставщикам или вместо этого предоставлять эти услуги из офисов за пределами ЕС, сообщает Financial Times.
"Не было никаких оснований упразднять исключение для европейских дочерних компаний... Никто не хотел бросать эти компании в объятия российских консультантов", — сказал один европейский руководитель в Москве.
Многие международные компании, работающие в сфере потребительских товаров, фармацевтики, розничной торговли и производства, продолжают вести бизнес в России, несмотря на массовый корпоративный отток и санкции, направленные на разные секторы российской экономики в ответ на войну. Возможность ведения бизнеса в стране в значительной степени обусловлена тем, что компаниям разрешено оказывать профессиональные услуги своим дочерним компаниям в России, но запрещено оказывать такие же услуги другим компаниям. В декабре Европейская комиссия объявила, что с этого года это исключение больше не будет применяться.
Вместо автоматического исключения, начиная с 20 июня, компании должны будут получать разрешение от национальных органов власти на каждый вид услуг, которые они предоставляют своим российским дочерним компаниям, заявил представитель Комиссии. Он добавил, что это изменение "закрывает лазейку, которая была обнаружена в системе исключений". Дэвид Лорелло, партнер юридической фирмы Covington & Burlington, считает, что регуляторные органы и компании могли бы сосредоточиться на противодействии российским стратегиям приобретения запрещенных товаров и скрытия попавших под санкции активов.
Напомним, что газета Financial Times отмечала, что европейские и американские потребители почти не знают, какие компании остались, а какие ушли с российского рынка. Даже те, кто пообещал уехать из России, теперь потихоньку пересматривают свои решения.