Запад с этого воскресенья, 5 февраля, перестал покупать нефтепродукты (дизтопливо и т.д.). То есть фактически ввел почти полное эмбарго на российский нефтяной экспорт, который до недавнего времени являлся главным источником доходов Кремля. Об этом пишет русская служба BBC.
Из нефтяного эмбарго было сделано исключение для поставок по трубопроводу "Дружба" - ЕС запретил только морской импорт. Но главное исключение касается как нефтяного, так и нефтепродуктового эмбарго, это - потолок цен.
По оценкам IEA, из-за эмбарго Кремль недосчитается около 1 трлн долларов экспортных доходов к 2030 году, а доля России на мировом энергетическом рынке сократится до 13% с 20%. Потерянные для Кремля рынки займут США и страны Ближнего Востока.
Дизтопливо
В целом на Россию приходится 15% мирового рынка дизтоплива, и 80% до недавнего времени она поставляла в Европу, по данным Goldman Sachs. До войны половину всего дизтоплива Европа импортировала из России, следует из статистики S&P Global. Поэтому отказ Европы покупать продукт у России приведет к перераспределению потоков на мировом рынке, что может спровоцировать рост цен и перебои.
Как только накопленные запасы в Европе истощатся, ей придется заменить 500-700 тысяч баррелей в сутки. Все альтернативы за океаном, а транспортировка из США, Индии или стран Ближнего Востока обойдется дороже, чем из соседней России.
«России же перенаправить нефтепродукты будет сложнее, чем нефть, ввиду дефицита танкеров. К тому же, если Индия и Китай с радостью покупают нефть со скидкой, то нефтепродукты они сами производят в достатке», - говорится в материале.
Реакция РФ
По оценкам финского исследовательского центра CREA, Россия уже теряет около 160 млн евро в день от нефтяного эмбарго и потолка, а после вступления в силу эмбарго на нефтепродукты сумма ежедневных потерь вырастет еще на 120 млн евро.
Хотя в Кремле называют эти расчеты фантазией. В ответ Путин подписал указ о контрмерах.
Как отметила Татьяна Митрова из американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), указ странный.
"Он просто запрещает упоминать о потолке в контрактах. Но ЕС и не требует включать упоминание о потолке в контракты. Поэтому мне этот документ кажется довольно бессмысленным, - сказала она. - И вторая странность этого указа: контрмеры вводятся всего на пять месяцев".
Ранее сообщалось, что цена российской нефти марки Urals в январе 2023 года составила $49.48, что является минимумом с декабря 2020 года и на -42.2%дешевле, чем год назад.