UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт: Непрозрачность увеличивает уровень недоверия к нефтегазовому сектору Украины

Непрозрачность увеличивает уровень недоверия к нефтегазовому сектору Украины. Об этом в комментарии для ZN.UA заявил директор энергетических программ Центра НОМОС Михаил Гончар.

По его словам, среда нефтегазового сектора будет «продолжать оставаться питательной для коррупционных схем, мошеннических сделок с вымыванием средств бюджета, неэффективным и нецелевым использованием материально-технических и энергетических ресурсов».

В связи с этим эксперт отмечает необходимость внедрения в Украине Инициативы по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях, или ИОПДО (по-английски - ExtractiveIndustries Transparency Initiative или сокращенно EITI).

Он напомнил, что ИОПДО представляет собой независимый и добровольно поддерживаемый на международном уровне стандарт развития прозрачности в добывающих отраслях (прежде всего, в нефтедобывающей, газодобывающей и горнодобывающей отраслях). По своей сути ИОПДО направлена на обеспечение прозрачности, с одной стороны, платежей, осуществляемых добывающими компаниями в интересах государства, и, с другой стороны, получаемых правительствами стран доходов, связанных с разработкой полезных ископаемых.

Инициатива по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях была провозглашена премьер-министром Великобритании Тони Блэром в октябре 2002 года на Всемирном саммите по стабильному развитию в Йоханнесбурге (ЮАР), в котором принимала участие и делегация Украины во главе с президентом Леонидом Кучмой.

В целом, обязательство внедрить ИОПДО взяли на себя свыше 40 государств. 25 государств являются странами-кандидатами ИОПДО.

М.Гончар отметил, что присоединение к Инициативе по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях позволит, среди прочего:

- обеспечить более рациональное использование углеводородных ресурсов;

- обеспечить увеличение поступлений в государственный бюджет от деятельности, связанной с добычей, в первую очередь, нефти и газа;

- улучшить инвестиционный имидж и инвестиционную привлекательность страны;

- обеспечить участие гражданского общества в контроле над полнотой поступлений в государственный бюджет от деятельности, связанной с добычей полезных ископаемых;

- создать предпосылки для снижения уровня коррупции и повышения уровня прозрачности в добывающих отраслях;

- повысить уровень доверия общественности к органам государственной власти, которые осуществляют управление добывающими отраслями.

Кроме того, по словам эксперта, участие в ИОПДО может быть учтено в методике расчета суверенного кредитного рейтинга страны.

М.Гончар также напомнил, что 30 сентября 2009 года правительство приняло постановление №1098 и заявление, которыми выразило намерение Украины присоединиться к ИОПДО.

О необходимости имплементации ИОПДО правительством Украины говорится в п. 13 Меморандума об экономической и финансовой политике подписанного между действующим правительством Украины и МВФ.

«Хотя МВФ перед выделением второго транша отметил прогресс Украины в вопросе реформы энергетического сектора, это не касается проблематики внедрения ИОПДО в Украине, где прогресс в выполнении постановления в 2010 году отсутствует, хотя уже действующее правительство через Министерство топлива и энергетики выражало готовность продолжать начатое предшественниками», - подчеркнул М.Гончар.

По его словам, проанализированный опыт тех стран, которые уже присоединились к ИОПДО и внедряют ее принципы на практике, показывает, что имплементация ИОПДО потребует внесения изменений и дополнений в ряд действующих нормативно-правовых актов, а также разработки новых нормативно-правовых актов. В целом изменения и дополнения касаются 21 нормативно-правового акта.