UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт: пробелы в законодательстве перекладывают на плечи украинцев последствия скрытой безработицы во время войны

Невозможность работодателя обеспечить работника работой является фактической безработицей, но на сегодняшний день она никак не компенсируется.  

В украинское законодательство нужно внести изменения, позволяющие компенсировать украинцам отсутствие работы во время войны, а время вынужденной фактической безработицы – зачислить в стаж. Об этом заявила ведущий научный сотрудник отдела исследований человеческого развития Института демографии и социальных исследований имени Н.В.Птухи НАН Украины Ирина Новак, комментарий которой есть в распоряжении редакции.

Так, сегодня законом «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (№ 2136-IX от 15 марта 2022 года) определено, что действие трудового договора может быть временно приостановлено без прекращения трудовых отношений.

Такая норма была принята в связи с военной агрессией против Украины и связанной с этим невозможностью работодателя обеспечить работника работой, а работника выполнять работу по заключенному трудовому договору.

При этом этим же законом установлено, что возмещение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат работникам на время приостановления действия трудового договора осуществляется за счет государства-агрессора.

Кроме того, в официальном комментарии к закону №2136, изданному Минэкономики, обращается внимание, что при приостановлении действия трудового договора Единый социальный взнос (ЕСВ) не уплачивается, поскольку выплата заработной платы работодателем не производится и отсутствует база для его начисления.

Минэкономики считает, что возмещение неуплаченного ЕСВ должно производиться также за счет государства-агрессора. Однако данный вопрос законом №2136 даже не урегулирован.

В комплексе все эти положения, которые в настоящее время или отсутствуют в законодательстве, или их невозможно реализовать, фактически ограничивают доступ работников к помощи в системе общеобязательного государственного социального страхования. В том числе - через уменьшение страхового стажа при назначении пенсии по возрасту и выплате пособия по временной нетрудоспособности, вероятность наступления которой значительно увеличивается в связи с военными действиями.

Кроме того, работник, действие трудового договора с которым приостановлено, считается занятым и не может получить статус безработного и пособие по безработице.

Такая ситуация является нарушением конституционного права на социальную защиту, а также обязательств, взятых Украиной при ратификации конвенции Международной организации труда №102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952).

С экономической точки зрения прекращение действия трудового договора без расторжения трудовых отношений является легализацией скрытой безработицы. Это будет иметь негативные социально-экономические последствия.

Одним из вариантов их устранения является перевод скрытой безработицы в открытую форму, для чего необходимо упростить процедуру увольнения работников, как это предусматривается проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по оптимизации трудовых отношений» (реестр №7251 от 05.04.2022).

Но в таком случае в стране будет расти безработица, а когда закончится война, работодатели вынуждены будут искать новых работников на замену профессиональным командам, которые формировались много лет.

Более целесообразно распространение на ситуацию с приостановлением действия трудового договора в связи с военной агрессией против Украины норм законодательства по выплате пособия по частичной безработице на период карантина, установленного Кабмином в 2020 году для предотвращения распространения на территории Украины COVID-19.

Для этого необходимо: