Украина должна осуществлять правильную кризисную коммуникацию, учитывая тот факт, что цель России по захвату атомных станций - посеять панику, и она находит своих адресатов, в частности, в Германии. Об этом заявила DW эксперт по ядерной энергетике Анна Вероника Вендланд.
Эксперт подчеркнула, что за время военных действий России против Украины под огонь попал уже третий ядерный объект Украины - после Чернобыльской и Запорожской АЭС обстрелу в ночь с 10 на 11 марта подвергся Харьковский физико-технический институт, где находится экспериментальная ядерная установка. Одна из целей атак по атомным объектам - посеять панику и нанести ущерб международной солидарности с жителями Украины.
"В ночь нападения на Запорожскую АЭС были сообщения об этом, в частности, мэр Энергодара распространил такие сообщения в Telegram, но, вероятно, сделав это под давлением, чтобы вызвать страх. И это удалось", - считает Вендланд.
Далее, по ее словам, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба и президент Владимир Зеленский заговорили в самых тревожных выражениях о серьезнейших опасностях - угрозе аварии, которая в шесть раз превысит взрыв в Чернобыле.
"Я могу их понять, они в Киеве находятся под невероятным давлением, они постоянно взывают о помощи, не только по этой проблеме. Все это понятно, но лидеры стран должны знать, что это неправильная кризисная коммуникация. Это только ухудшает ситуацию - единственный результат, которого они добились, это то, что утром в Германии люди стали спрашивать в аптеках таблетки йода", - подчеркнула эксперт.
По ее словам, в итоге, такая риторика уменьшила чувство международной солидарности, по крайней мере в таких странах, как Германия.
"Первый рефлекс был такой - мол, дорогие украинцы, пожалуйста, прекратите сопротивление, чтобы нам не досталось", - сказала Вендланд.
В то же время, она подчеркнула, что вывести из строя АЭС не так уж и просто.
"Надо знать топографию АЭС, но самое главное - все важные системы глубоко спрятаны, попасть в них не так и легко. АЭС устроены так, чтобы обеспечивать несколько уровней безопасности, или, на профессиональном жаргоне, "трижды по сто процентов". Это умные системы, которые не так просто вывести из строя", - отметила эксперт.
Также, она указала, что обыватель не в состоянии оценивать подобные профессиональные риски трезво. И паника в Германии построена именно на такой обывательской панике.
"Этот рефлекс совершенно неверно оценивает возможные угрозы для Германии. Авария на ЧАЭС (в 1986 году - Ред.) - она хоть и имела последствия для Германии, но не катастрофические. Но вызвать панику среди немцев - этого оказалось достаточно. Именно поэтому так важна правильная кризисная коммуникация", - подчеркнула Вендланд.