Если сравнить ценовую эффективность беспилотных систем и классических вооружений, то в глаза бросается не техническая революция, а экономическая: война становится вопросом того, какой KPI выполняет каждый потраченный доллар. Об этом пишет Олег Саркиц, предприниматель, волонтер, основатель Общественной организации "Народная мечта", соучредитель БФ "К Мечте", в статье "Экономика дронов. Какое место занимает украинский ОПК на мировом рынке беспилотных систем".
"Дешевые FPV-платформы и массовые барражирующие боеприпасы в украинской индустрии сегодня производятся в ценовом диапазоне единиц тысяч долларов — не сотен тысяч; условная средняя себестоимость типичного украинского FPV часто называется в интервале примерно 1-3 тыс. долл. за единицу, что делает возможным подход "количество против стоимости", - пишет он.
По его словам, стоимость Loitering-munitions/kamikaze-дронов в зависимости от класса варьируется от нижних десятков тысяч до сотен тысяч долларов: примеры боевых систем типа российского Lancet или коммерчески похожих решений часто оценивают в районе 20-40 тыс. долл. за единицу, тогда как западные системы с лучшей системой наведения или большей боеподготовкой (более тяжелые варианты типа Switchblade/подобные) могут стоить от десятков до сотен тысяч за выстрелянную единицу в полном боевом комплекте. Цена на единицу в сочетании с массовым производством создает ту же тактическую ценность, которую ранее обеспечивали единичные, но гораздо более дорогие высокоточные ракеты.
Небольшие боевые USV и прибрежные автономные катера, которые Украина разработала в проектах типа Sea Baby, оцениваются в десятки-сотни тысяч долларов за единицу (в официальных источниках — примерно 200-250 тыс. долл. за новейшую боевую единицу), тогда как стоимость даже одного корвета или фрегата — сотни миллионов и более.
Стоимость одного Javelin — ориентировочно несколько сотен тысяч долларов за ракету/блок (официальные и публичные оценки приводят около 200-250 тыс. долл. за единицу в разные годы), тогда как обычный кумулятивный гранатомет или РПГ стоит сотню-другую долларов за единицу. Но если FPV с зарядом в несколько тысяч долларов может за один вылет нейтрализовать технику или позицию, что для Javelin стоило бы 200-250 тыс. долл, то показатель стоимости поражения у беспилотника выигрывает.
"В итоге дроны разных классов заполняют места в логике расходов, где раньше стояли либо дорогие, либо ресурсно-интенсивные решения. То есть украинская модель — дешевое, боево-верифицированное производство, быстрая итерация и массовое воспроизведение — дает стране и ее партнерам конкурентное преимущество именно в соотношении "цена—эффективность", — добавил он.
С другими материалами автора можно ознакомиться по ссылке.
