UA / RU
Поддержать ZN.ua

Депутаты «Слуги народа» требуют от НКРЭКУ внедрить RAB-тариф по европейской методологии

Предлагаемую Регулятором методологию депутаты называют «азаровской» и неэффективной.

Депутаты фракции «Слуга Народа» направили в НКРЭКУ открытое письмо с требованием внедрить RAB-тариф для операторов системы распределения электроэнергии по европейской методологии. Предлагаемую Регулятором методологию депутаты называют «азаровской» и неэффективной. Об этом сообщает депутат, Председатель подкомитета по вопросам развития конкуренции и равных условий для бизнеса Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития Людмила Буймистер на своей странице в Фейсбук.

В сообщении сказано, что депутаты проанализировали 8-милетний опыт попыток Регулятора в Украине ввести стимулирующее тарифообразование и пришли к выводу, что за 8 лет не было предложено условия регулирования, которые привели бы в отрасль распределения электроэнергии инвесторов.

«Особую тревогу вызывает то, что условия, которые Регулятор предлагает сегодня – подозрительно похожие на те, что предлагало правительство Азарова в 2013 году: разделение всех активов облэнерго на условно «старую базу» и «базу», начисление различных ставок доходности на эти базы. При том на условно «старый» предлагалась очень низкая ставка доходности 0-5%. Сегодня НКРЭ делает почти то же самое, предлагая ставку 1%», - отмечает Буймистер.

Буймистер подчеркивает, что инвесторы откровенно проигнорировали реформу времен Азарова и не были заинтересованы инвестировать в электросети. Это привело к нынешней негативной ситуации –  электросети изношены на 80% по стране, недоинвестированность инфраструктуры 17,5 млрд долл.

В открытом письме депутаты требуют от государственного Регулятора отказаться от неэффективной методологии RAB-тарифа 2013 года и привести ее в соответствие с лучшими европейскими практиками, что позволит ее нацелить на привлечение инвестиций в отрасль и быть привлекательной для инвесторов.

В частности, депутаты предлагают отказаться от раздела регуляторной базы активов на «новую» и «старую», а рассчитывать одну базу активов, как это происходит в большинстве стран Европейского Союза. А также, применять регуляторную норму дохода на регуляторную базу активов - показатель средневзвешенной стоимости капитала (WACC), а перерасчет WACC должно осуществляться либо раз в год, или перед началом регуляторного периода. Такая практика широко применяется во многих странах, когда одна норма дохода применяется к единой регуляторной базе активов.

«По нашему убеждению, эти 2 критерии – являются ключевыми для успешного внедрения стимулирующего тарифообразования, что обеспечит успешную приватизацию государственных операторов систем распределения, прозрачные и приемлемые условия для инвесторов,  а  также  обеспечит необходимые инвестиции в распределительные сети, что значительно улучшит украинские показатели потерь и SAIDI», - указано в письме.

Напомним, что ранее Министерство экономики и Министерство энергетики выразило сомнения, что предложенная регулятором методология позволит заучити в отрасль инвестиции в необходимом об’объеме. Минэнерго призвало Регулятора при внедрении RAB-тарифа опираться на рекомендации участников рынка.

Вместе с тем, Европейская Бизнес Ассоциация предлагает опираться на опыт стран, которые успешно внедрили RAB-тариф. А именно не разделять базу активов на старую на новую и начислять ставку возврата инвестиций на уровне средневзвешенной стоимости капитала.