UA / RU
Поддержать ZN.ua

Децентрализация почти не сказалась на благополучии украинских сел

Реальную хозяйственную деятельность ведет лишь несколько процентов фермеров, подавляющее их большинство просто сдает землю в субаренду крупным компаниям.

Реформа децентрализации, призванная улучшить жизнь жителей беднейших регионов, почти не сказалась на благополучии украинских сел. Об этом говорится в статье Юлии Самаевой для ZN.UA.

"Наибольшее количество дополнительных средств получили города областного значения - там остается половина платы за землю, налога на прибыль, акциза с розничных продаж. Селам для получения этих выгод нужно формировать объединенные территориальные громады. Но они не спешат, так как боятся, что после объединения их малокомплектные школы будут закрывать, за медицинской помощью придется ехать в соседнее село, а получение каждой справки займет в два раза больше времени. Пряник, предлагаемый государством, недостаточно сладок, чтобы все села добровольно шли на объединение", - говорится в статье.

По мнению Самаевой, до сих пор вся государственная риторика о поддержке села сводится к валу зерновых и экспортной выручке.

Читайте также: ФГИ в ближайшее время продаст 21 предприятие аграрного сектора

"О том, как заработать не крупному аграрному бизнесу, а собственно громадам, никто не говорит. А ведь объединение увеличит не только доходы громад, но и расходы - хотя бы на инфраструктуру между объединившимися селами, школьные автобусы, машины медицинской помощи. Не стоит забывать, что, передавая дополнительный ресурс на места, государство вернуло местным властям и полномочия, причем иногда с избытком. И если не найти способы развития сельской экономики, то новосозданные громады вряд ли станут богаче, чем разрозненные увядающие села", - отмечается в статье.

"Развитием села в условиях децентрализации по большому счету занимаются два министерства - Министерство аграрной политики и продовольствия, традиционно подменяющее село крупным аграрным бизнесом, и Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ, для которого принципиальна административно-территориальная реформа, но не развитие экономики новых громад. Минфин, перекроив налоги в пользу местных бюджетов, свою миссию уже считает выполненной, а Минэкономразвития и Минэкологии в процессе не участвуют вообще. Декларативно государство село поддерживает, даже приняло Концепцию развития сельских территорий. Документ далек от идеала, и даже беглый взгляд на него позволяет понять, что поддерживать будут не тех и не так", - пишет Самаева.

Она отмечает, что ставить знак равенства между развитием агробизнеса и развитием сельских территорий - это подписывать последним смертный приговор.

"Увы, даже фермерские хозяйства в Украине развиты очень слабо, хотя по численности они составляют свыше 70% от всех зарегистрированных сельхозпредприятий. Казалось бы, внушительный процент. Но в объемах пресловутого вала агропродукции их доля менее 8%. Реальную хозяйственную деятельность ведет лишь несколько процентов фермеров, подавляющее их большинство просто сдает землю в субаренду крупным компаниям", - говорится в статье.

"Малый и средний бизнес в селах представлен 3 млн самозанятых, которые, в отличие от фермеров, умудряются производить свыше 45% сельскохозяйственного ВВП. Вот их и должно поддерживать государство, если действительно хочет развивать сельскую экономику, а не просто увеличивать объемы экспорта. Именно о них, а не о холдингах и трейдерах, должна идти речь, когда мы говорим о государственной поддержке аграрной промышленности" - пишет Самаева.

Как ранее писала Самаева, фактически территориальные общины в Украине отстранены от распоряжения землей, а украинская власть может вполне сознательно провести приватизацию до того, как общины воспользуются своим правом на землю, после чего в игру вступят агрохолдинги.

Подробнее о состоянии украинского села читайте в статье Юлий Самаевой "Докучная сказка о спасении села" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".