UA / RU
Поддержать ZN.ua

Данные мировой торговли показывают первые признаки «реглобализации» — Bloomberg

Трансформация торгового ландшафта началась, но на это уйдут годы.

Глобальная торговая система претерпевает тектонические сдвиги, которые переориентируют международные цепи поставок на десятилетия вперед. Об этом пишет Bloomberg.

Виновны в этом две основные силы. Компании, напуганные после дефицита из-за пандемии, скачками цен и перебоями в поставках, уменьшают зависимость от одной фабрики или страны. Между тем правительства, особенно в США и Европе, хотят обеспечить доступ к ключевым материалам, таким как полупроводники и редкоземельные минералы, если мировая торговля разделится на геополитические блоки.

Трансформация, которую некоторые называют «реглобализацией», будет продолжаться годами, и данные о торговле только начинают давать намеки на масштабы изменений, а также на выигравших и проигравших. Bloomberg приводит индикаторы, за которыми следует следить, чтобы понять последствия новой эры геостратегической экономики.

Читайте также: Давос-2022: Глобализация не мертва, она переходит в новую стадию

Несмотря на разговоры об упадке глобализации, экономическая интеграция через трансграничную торговлю продемонстрировала устойчивость во время войны, голода и пандемии. За последние три года доля мировой торговли в мировом производстве несколько уменьшилась, но в целом до сих пор соответствует историческим тенденциям. На самом деле, согласно недавнему анализу ING Groep NV, по крайней мере, с 2006 года не произошло никаких значимых сдвигов в траектории к большей торговой открытости.

Рост геополитической напряженности между Вашингтоном и Пекином вызвал предположение о секторальном разрыве между крупнейшими экономиками мира. Хотя стоимость американского импорта китайских товаров и услуг в 2022 году достигла самого высокого за всю историю показателя, есть признаки того, что тарифы США смещают двусторонние торговые потоки. Согласно анализу старшего научного сотрудника Института международной экономики Петерсона Чеда Бауна, в прошлом году импорт облагаемых тарифами американских товаров из Китая упал примерно на 14% по сравнению с уровнем 2017 года, который предшествовал торговой войне.

За последние пять лет американские тарифы, экспортные ограничения и субсидии убедили американские компании диверсифицировать свой импорт подальше от Китая. Общая доля китайского импорта в США снизилась примерно на три процентных пункта с 2018 года, когда бывший президент Дональд Трамп ввел тарифы на тысячи китайских товаров. За это время Пекин уступил часть своей доли в общем импорте США другим странам-экспортерам Азии, таким как Вьетнам, Индия, Тайвань, Малайзия и Таиланд.

Тем не менее, китайские производители, стремящиеся обойти американские тарифы и сократить цепи поставок, открывают предприятия в таких странах как Вьетнам, Таиланд и Мексика.

Читайте также: Вторжение Китая на Тайвань уничтожит мировую торговлю — Джеймс Клеверли

Мексика становится ключевой альтернативой Китаю как поставщику для США. Высокоинтегрированные американо-мексиканские линии поставок и преференциальный торговый режим в рамках соглашения между США, Мексикой и Канадой (USMCA) помогают создавать инвестиционные возможности по обе стороны границы. Импортеры и даже некоторые китайские экспортеры, стремящиеся диверсифицировать свои цепи поставок, пытаются выкупить мексиканские промышленные площади, заполненность которых в 2022 году достигла 97,5%. Спрос на склады и другую промышленную недвижимость особенно высок вдоль границы с США вблизи Тихуаны, где уровень свободных площадей близок к нулю. По данным Мексиканской ассоциации частных индустриальных парков, около 47 новых индустриальных парков либо запланированы, либо находятся на стадии строительства.

Усилия президента США Джо Байдена, направленные на улучшение торговых отношений с Европой, привели к тому, что Штаты стали больше полагаться на импорт из Европы, чем из Китая. Поворот произошел после того, как США и Европа отложили пошлины на двустороннюю торговлю на сумму 21,5 миллиарда долларов в 2021 году, приостановили спор о самолетостроении и начали переговоры о сокращении перепроизводства стали и алюминия. За последний год стоимость американского импорта из Европы выросла почти на 13%, в то время как импорт США из Китая увеличился всего на 6%.

Производители смартфонов, такие как Apple Inc., работают над тем, чтобы снизить свою зависимость от Китая, поскольку торговая война между Вашингтоном и Пекином усиливается. В течение года до марта Apple утроила свое производственное присутствие в Индии, выпустив iPhone на сумму более семи миллиардов долларов. В настоящее время на Индию приходится около 7% мирового производства iPhone, а годовые продажи в стране выросли до шести миллиардов долларов.

Вьетнам – еще один центр для компаний, стремящихся диверсифицировать свою деятельность подальше от Китая. За последние семь лет американский контейнерный импорт вьетнамской мебели вырос на 186% по сравнению с лишь 5% ростом такого импорта из Китая. По данным Descartes Systems Group Inc., на Вьетнам сейчас приходится половина общего объема китайского экспорта мебели в США. В последнее время заказы на вьетнамскую мебель начинают снижаться из-за падения мирового спроса на потребительские товары.

Промышленная политика Пекина позволила Китаю стать самым крупным экспортером электромобилей после Германии. В этом году электромобили и «гибридные авто» достигнут около 40% от общего объема поставок транспортных средств в Китае. Тем временем доля Европы в мировых продажах электромобилей, вероятно, вырастет в этом году, поскольку больше моделей станут доступными, а проблемы с цепочкой поставок ослабятся, сообщает Bloomberg Intelligence.

Читайте также: Министр торговли США предупредила об угрозе со стороны китайских облачных сервисов

Глобальная инфляция не думает снижаться, глобальный экономический рост значительно затормозил, а привычные объемы инвестиций сокращаются и перераспределяются. Александр Болтян уверен, что это ""Только начало. Глобальные риски для мировой экономики" могут существенно повлиять на наше ближайшее будущее.