Крестовые походы на тень
Выдающийся перуанский экономист и исследователь теневой экономики Эрнандо де Сото называл главный предмет своего изучения «стихийной и творческой реакцией народа на невозможность государства удовлетворять основные потребности населения». Эту институционную невозможность наше государство в течение длительного времени решало самым примитивным способом — акциями запугивания, рейдами правоохранителей и массовыми налоговыми проверками, новыми регуляциями и повышенными штрафами.
Такая действующая налоговая политика (политика принуждения) имела соответствующие последствия. В конце концов все «крестовые походы на тень» заканчивались одинаково — бодрыми отчетами чиновников с почти нулевым фискальным результатом и отсутствием детенезации. С другой стороны, она (политика) продуцировала создание устойчивого негативного баланса ожиданий общества, что в свою очередь сформировало острую необходимость модернизации системы налогообложения предпринимательства и малого бизнеса.
Со временем был создан огромный запрос на встречную либерализацию регуляторной среды и упрощенные условия налогообложения для малого и микробизнеса. Более того, в условиях полномасштабной войны для многих предпринимателей вынужденное бегство (полное или частичное) в неформальную экономику — наверное, единственно возможное решение для выживания. Поэтому сейчас тысячи экономически активных украинцев, имеющих определенную подработку, терпеливо ждут нового мирного приглашения со стороны власти и создания достойных условий для эпизодической работы самозанятых.
Добровольная детенезация
Вместе с тем ряд научных исследований неформальных экономик указывает на разрешимость этой проблемы, а именно применение государством более сбалансированного и разнонаправленного подхода к добровольной детенезации, которая включает экономическую эффективность, снижение затрат на администрирование и соблюдение требований законодательства, прозрачность, нейтральность, простоту и стабильность. Многие страны, в частности географические соседи Украины, об этом знают и уже используют. Примеры:
- прошлогодние венгерские стимулы по снижению налогов на труд и давления на малый бизнес на сумму 2,3 млрд долл. с модернизацией «налога на малый бизнес» (KIVA);
- польская политика уменьшения налоговой нагрузки на граждан (сниженные ставки налога на доходы физлиц, в частности полное освобождение доходов молодых людей в возрасте до 27 лет), сниженная ставка налога на прибыль для малых компаний и стартапов (9 вместо 19%) и специальный налоговый режим для самозанятых «Налоговая карточка».
С учетом указанного, сущность нового украинского подхода должна состоять во внедрении нового специального режима, который создал бы положительные стимулы для самозанятых. Именно такова цель недавно зарегистрированного законопроекта №10166, который более года нарабатывала экспертная среда, представители бизнеса и депутатский корпус (см. табл.).
Элементы |
Суть элементов налогового режима |
Название |
Специальный режим налогообложения доходов |
Субъекты |
Резиденты — физические лица |
Объект и база налогообложения |
Доход физлица от отдельных видов деятельности, |
Ставка налога (НДФЛ) |
6% |
Требования к субъекту |
(1) возраст — есть 18 лет (2) не использовать труд наемных лиц (3) объем годового дохода 153 МЗП (4) расчеты через РРО/ПРРО* (5) специальный счет в банке |
Виды деятельности |
20 видов деятельности, в частности: услуги такси; курьеры; ремонтные работы по дому и ремонт вещей; уход за: ребенком, больными, лицами преклонного возраста и с инвалидностью, домашними животными; проведение праздничных мероприятий; парикмахер; маникюр и педикюр; домашняя прислуга; уборка помещений; фотограф; медсестра |
Регистрация начала/прекращения |
Минимальная — простое заявление в электронной форме |
Отчетный период |
Квартал |
Важные особенности |
(1) не нужно платить налог — за тебя платит банк (2) не нужно отчитываться — за тебя налоговое обязательство определяет налоговая (3) доходы не облагаются военным сбором (1,5%) (4) не надо платить ЕСВ — добровольная уплата единого взноса |
*регистратор расчетных операций и/или программный регистратор расчетных операций
Новый специальный режим налогообложения доходов от отдельных видов деятельности предлагает почти полутора миллионам украинцев довольно привлекательную возможность оформить свою деятельность:
- простая процедура начала/прекращения предпринимательской деятельности (без оформления статуса физического лица-предпринимателя, только е-заявление, не нужно никуда ходить);
- сверхлегкая и предсказуемая система администрирования и сбора налога (налог администрирует налоговая, а платит банк, никаких отчетов);
- умеренная налоговая нагрузка (6% из оборота без необходимости платить ЕСВ и военный сбор).
10 миллиардов в госбюджет
В таком подходе есть положительная логика для Украины. Уменьшение налогового давления на фоне перенесения затрат на соблюдение требований законодательства с налогоплательщика на налоговый орган и банки в форме прозрачного для государства и простого для плательщика налогового режима для граждан дает возможность разорвать заколдованный круг недоверия и недовольства.
Минимум затрат времени и средств для тысяч курьеров, репетиторов, водителей, парикмахеров, фотографов, специалистов сферы развлечений и услуг, медперсонала и других (20 видов деятельности) для обеспечения возможности начать собственное дело и легко платить умеренные налоги. А вместе с сотрудничеством государства с цифровыми платформами дополнительные поступления в бюджет ожидаются в пределах 10 млрд грн в год.