Осложнения на польской границе больнее всего ударили по сжиженному газу. Причина — более 30% импорта или 20% всего рынка этого горючего попадает в Украину именно через польский участок границы. Эти и другие причины привели к небольшому удорожанию. Об этом в статье "Польское испытание для украинского топливного рынка" пишут Сергей Куюн и Наталья Курган.
Согласно приведенным данным, импорт газа из Польши и стран Балтии начал сокращаться с октября. В среднем за девять месяцев 2023 года по этим направлениям было поставлено 52,7 тыс. тонн LPG в месяц, а в октябре уже 35,3 тыс. тонн. Забастовки дополнительно высушили это направление: с 6 по 12 ноября импорт газа по этому направлению уменьшился на 55% до 4,7 тыс. тонн по сравнению с неделей ранее.
Провал импорта привел к дефициту и ажиотажному спросу на газ внутреннего производства. С начала ноября средняя стоимость LPG на аукционе «Украинской энергетической биржи» выросла по некоторым лотам до 64 тыс. грн/тонна, или более чем на 30% по сравнению с началом октября.
Проблема заключается также в ограниченном количестве газовозов, которых значительно меньше бензовозов. По словам участников рынка, если раньше газовоз делал четыре ходки за границу в месяц, то сейчас – одну. Соответственно, пропорционально меньше горючего удается завезти.
В начале несколько напряженными выглядели поставщики дизеля, но быстро прошло. Большой автомобильный парк и диверсифицированные каналы снабжения сделали свое дело. Кроме того, сыграло на руку украинскому рынку понижение европейских котировок. Это позволило пройти недолгий период турбулентности без ценовых скачков, а затем перейти к снижению.
Эксперты в статье подводят итоги, что сейчас есть все предпосылки для уменьшения цен на АЗС как на бензин, так и на дизтопливо. Этот процесс уже начался, некоторые сети снизили цены на бензин на 1–2 грн/л. Очевидно, тренд продолжится.
А вот охлаждение перегретых цен на сжиженный газ придется подождать подольше. В течение одной-двух недель ожидается исчезновение дефицита, после чего цены должны уйти вниз. И если на отдельных станциях стоимость достигла 34,5 грн/л, то объективный уровень вырисовывается максимум в 27 грн/л, что соответствует 50% цены бензина.
В среднесрочной перспективе украинские поставщики могут переориентироваться на новые источники импорта, которые сейчас вынуждены изыскивать. Кроме хорошо известной нам Румынии это могут быть Хорватия, Сербия и другие.
Ранее сообщалось, что цена на автогаз превысила 30 грн/литр.