Борьба власти за здоровье украинцев и наполнение бюджета за счет подакцизных товаров, в частности табачных изделий, привела в Украине к совершенно неестественному искривлению этого рынка. Об этом пишет Сергей Следзь в своей статье на ZN.UA - "Неподдельная пачка "Мальборо" за 750 грн: расплата за массовое потребление дешевого контрафакта".
Темпы роста "тени" в Украине, перебравшейся даже в официальную торговлю, которая должна контролироваться государством, просто ужасают.
Началась эта негативная тенденция еще в 2017 году. Тогда за один год объемы "тени" удвоились. Хотя в 2020 году доля нелегальной табачной продукции от общего объема рынка в Украине все еще составляла всего 6,9%.
Но уже сегодня табачная продукция без акцизных марок открыто и беспрепятственно продается не только на улицах украинских городов, но и в официальной торговле.
Именно официальная торговля, а не как раньше уличные стихийные торговцы или рынки, превратилась в основной канал сбыта нелегальной продукции.
"Официальная торговля (которая, казалось бы, должна быть абсолютно контролируемой государством) фактически перебрала на себя функцию распространителя контрафакта", - пишет Сергей Следзь.
Если еще в начале года в отчете компании "Кантар Украина" (Kantar – ведущая мировая компания по обработке данных, аналитики и консалтингу) доля контрафакта на рынке в Украине определялась в 64%, то в отчете за февраль она выросла до 68%. Причем доля, приходящаяся на магазины, выросла на 5% (только за два месяца), достигнув 33%.
62% нелегального рынка составляют сигареты без акцизных марок. На рынке реализуются табачные изделия, маркированные для продаж в магазинах Duty Free (10,8% нелегального рынка) или для экспорта.
Согласно последним исследованиям "Кантар-Украина", рост идет именно за счет подделок. Их доля в нелегальной продукции увеличилась по сравнению с ноябрьским отчетом 2022 года с 5,2 до 7,9%.
Даже доля контрабанды (1,5%) на сегодняшний день выглядит мизерной по сравнению с подделками и мало влияет на ситуацию.
Прежде всего, подделывают бренды международных табачных компаний. Так, по результатам февральского отчета компании "Kantar Украина" – их 83% всех подделок.
При этом дельцы от торговли зарабатывают уже не только на подделках, но и на белом товаре.
"В условиях значительного количества фальсификата, даже, в заведениях официальной торговли, обычный покупатель дезориентирован. Он уже неоднократно сталкивался с подделками, когда качество, приобретенного им, не соответствовало ожидаемому привычному вкусу, и начинает искать настоящий товар. И здесь ему пригодятся все те же дельцы-реализаторы, но на этот раз они уже предлагают вполне легальный товар, однако его стоимость реально удивляет", - пишет Сергей Следзь.
Так, по заверениям курильщиков, на рынке в Киеве за пачку настоящего красного Мальборо уже просят – 750 грн.
"То есть сама огромная "тень" создала условия для заработков и на "сером", и на "белом" товаре", - говорится в материале.
Подпольные цеха появляются как грибы после дождя. Даже угроза лишения свободы сроком от трех до пяти лет с конфискацией и уничтожением незаконно производимых или приобретенных товаров, орудий производства, сырья для их изготовления и тому подобное не слишком сдерживает теневую индустрию.
Напомним, что 75–80% цены сигарет в Украине на сегодняшний день — это налоги.
В Украине пытались вернуть "сигарильную схему", позволяющую производителю платить меньше в бюджет. Такая схема действовала в Украине с 2016 по 2020 год. Но в 2021 году схему прикрыли: акцизный налог на сигарилы стал рассчитываться так же, как и на сигареты.
В ассоциации "Укртабак" пытались выразить свое видение проблемы. В частности, считали, что повышение акцизного налога на табачные изделия необходимо замедлить. То есть, для участников рынка было понятно, откуда растут корни бурного развития теневого рынка.
Однако эффективных решений по борьбе с «тенью» до сих пор никто не предлагает. В большинстве своем предложения сводятся к тому, как выбить с рынка подакцизных товаров еще больше денег.
По информации ZN.UA, проблемы табачного рынка планируют решать путем внедрения на законодательном уровне ограничений для продажи Duty free-продукции: от отмены налоговых льгот до полного закрытия магазинов Duty free на автомобильных пунктах пропуска. Впрочем, как мы уже упоминали, табачная продукция с маркировкой Duty free – это всего 10,8% рынка.
В Верховной Раде также уверены, что проблема проистекает из неудовлетворительной работы правоохранительных органов. И пытаются усилить эту борьбу в общении с представителями Нацполиции, БЭБ, налоговой и т.д. Одну такую встречу недавно организовал глава налогового комитета ВР Даниил Гетманцев, где он раздал указания налоговикам и правоохранителям, как лучше работать и следить за порядком. И даже попытался угрожать им оргвыводами.