UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бизнес критикует законопроект Южаниной о Нацбюро финансовой безопасности

В законопроекте не определены границы полномочий НБФБ, а также способов их реализации.

В парламенте вчера, 19 марта, зарегистрировано законопроект N8157 "О Национальном бюро финансовой безопасности".

Участники "Украинского Совета Бизнеса" отмечают, что бизнес надеется на то, что появится госорган, который будет призван эффективно противодействовать экономической преступности и пользоваться безоговорочной поддержкой и доверием бизнеса и общества.

В УСБ считают, что критически важными факторами будущей эффективности и успешности НБФБ являются:

- наличие эффективного механизма самоочищения от старых карательных практик преследования бизнеса вроде явных или неявных ограничений или квот на прием бывших сотрудников правоохранительных органов (налоговых милиционеров, полицейских, прокуроров, сотрудников СБУ и т.д.);

- обеспечения прозрачности процедуры отбора кадров, ведь исходя из предложенного текста, основную массу членов комиссий по отбору составят лица, фактически выбранные директором НБФБ. Поэтому, на наш взгляд, необходимо усилить роль общественных организаций, экспертной среды и парламента как представителя народа Украины в указанных процессах;

- назначения и увольнения руководителя НБФБ именно Кабинетом министров Украины;

- обеспечение прозрачности отбора кандидатов на должность руководителя НБФБ. Сейчас большинство составов конкурсной комиссии при определенных условиях может назначить президент Украины, что с учетом его прав на назначение, увольнение и контроль деятельности руководителя бюро создает слишком большую зависимость от одного из институтов власти;

- Важным является устранение дублирования функций правоохранительных органов по контролю экономики, то есть отстранение СБУ, Нацполиции и прокуратуры от расследования экономических преступлений.

Кроме этого, ряд положений предложенного проекта Закона Украины "О Национальном Бюро финансовой безопасности Украины" вызывает обоснованные вопросы. В частности: внесении изменений в ст 36 и 40 УПК Украины, предусматривающих предоставление следователем полномочия назначать по согласованию с прокурором проверки и ревизии; фактическое увеличение с 24 до 72 часов срока для внесения сведений в Едрей по преступлениям, подследственным НБФБ; в законопроекте используется значительное количество терминов, которые на данный момент не определены законодательно ( "жаль публичным финансам", "анализ структурированных и неструктурированных данных" и т.п.), но отсутствует раздел "определение сроков".

"Таким образом, невозможным является определение границ полномочий НБФБ и способов их реализации; возникает новое основание для оперативно-розыскной деятельности, в ходе которой могут возбуждаться гарантированные Конституцией Украины права граждан - "наличие аналитического продукта НБФБ". Фактически синтезированный информационный документ будет основанием для заведения оперативно-розыскного дела", - говорится в сообщении УСБ.

Подробнее о создании органов для расследования экономических нарушений читайте в материале Златы Симоненко "Бюро коррупционной безопасности и Служба финансовых нерасследований" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".