Удары РФ по гражданской критической инфраструктуре являются нарушением международного гуманитарного права, а следовательно – являются преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Международного военного трибунала. Это следует из заявления Управления Верховного комиссара ООН по правам человека заявили по поводу ударов по критически важной гражданской инфраструктуре Украины 10 октября, которое цитирует Reuters.
«Некоторые атаки, похоже, были направлены на критически важную гражданскую инфраструктуру, что указывает на то, что эти удары могли нарушить принципы ведения боевых действий согласно международному гуманитарному праву», — сказала спикер УВКПЧ Равин Шамдасани на пресс-конференции во вторник.
Напомним, ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права является юрисдикцией Международного уголовного суда в Гааге.
К таким преступлениям относятся:
агрессия (применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН). За преступление агрессии индивидуум может быть привлечен к международной уголовной ответственности.
преступления против человечности (категория международных преступлений, заключающихся в широкомасштабном или систематическом нападении на любых гражданских лиц с целью проведения политики государства или организации, направленной на совершение такого нападения, или с целью содействия такой политике);
геноцид (международное преступление, заключающееся в действиях, совершаемых с намерением уничтожить полностью или частично любую национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую);
военные преступления (серьезные нарушения международного гуманитарного права (договорного и обычного), за которые на международном и национальном уровне установлена уголовная ответственность физических лиц. Относится к международным преступлениям, за которые любое лицо может привлекать к ответственности любое государство (универсальная юрисдикция)). Военные преступления могут иметь место только в период вооруженного конфликта и в связи с вооруженным конфликтом Перечень деяний, квалифицируемых как военные преступления, содержится в статье 8 Римского устава Международного уголовного суда.
Военные преступления это, в частности:
- незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;
- умышленные нападения на гражданское население как таковое или на отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;
- умышленные нападения на гражданские объекты, то есть объекты, не являющиеся военными целями;
- умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или вреда гражданским объектам или большого, долгосрочного и серьезного вреда окружающей среде, которая будет явно несовместима с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным преимуществом;
- нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, села, жилье или здания или их обстрел с применением любых средств.
Согласно Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., к военным преступлениям сроки давности не применяются.
Во время массированных ракетных атак 10 октября российские войска применили против мирных городов Украины 84 крылатых ракеты и 24 беспилотных летательных аппарата. Российская армия специально нанесла эти удары именно в утренний час пик, погибли 19 человек, еще 105 были травмированы.
В результате в Украине было повреждено 11 инфраструктурных объектов в двенадцати областях и городе Киеве. Часть регионов осталась без электричества, воды и связи.
Атаки продолжились 11 октября, также с поражением гражданских инфраструктурных объектов. В частности, войска РФ атаковали Винницкую область дронами-камикадзе, в результате чего была повреждена Ладыжинская ТЭС. Был нанесен ракетный удар по Львову, повреждены объекты энергетики.
После ударов по гражданским объектам 10 октября, в частности, глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что вот теперь он доволен проведением "специальной военной операции" на все 100%.