UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ассоциация Международных Экспедиторов Украины раскритиковала проект концессии порта Черноморск

Глава АМЭУ оценил реалистичность роста контейнерооборота.

Президент Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ) Виктор Берестенко раскритиковал анонсированную Минразвития концессию контейнерного терминала в порту Черноморск и заявив об отсутствии прозрачности и сомнениях относительно озвученных показателей.

В своем посте он назвал подход власти "концессией в стиле "не спрашивайте лишнего", которая выглядит как часть "очередной победы на страницах соцсетей".

Берестенко поставил под сомнение озвученные чиновниками цифры проекта— "$1,1 млрд в бюджет. 1000 рабочих мест. 500 000 контейнеров".

"Цифры звучат впечатляюще, но пока это больше похоже на маркетинговую кампанию, чем на прозрачный инвестиционный проект. Озвученные показатели — только со слов чиновников. Уровень доверия к таким источникам у бизнеса, мягко говоря, не самый высокий. Ни одного открытого проекта, финмодели или прогноза. Вместо прозрачности — просто красивая информационная кампания", — отметил глава АМЭУ.

Он также предостерег от повторения старых обещаний "новыми словами": "Крупнейшие мировые международные компании MSC, CMA CGM, DP World — уже инвестировали под похожие обещания. Не выглядит ли это как очередная попытка "выдать невесту" — на этот раз уже точно навсегда?"

Отдельно Берестенко очертил недостатки государственной стратегии в отношении портовых активов: "Действительно ли стратегия — просто "отдать"? Создается впечатление, что государство не в состоянии эффективно управлять активами, и вместо развития — принимает решение "избавиться" пока еще есть что. Возможно, это продиктовано фактическими цифрами деятельности, но их тоже никто не показывает."

Критику вызвала и сама процедура отбора инвестора: "Что за процедура избрания победителя путем "конкурентного диалога"? Звучит как: встретимся, поговорим, а выиграет тот, кто понравится больше всего. Где критерии? Как оцениваются заявки? Где этапность? Где открытость? Не станет ли это еще одним кейсом "лучшего предложения, которое уже выбрано" и громкими расследованиями антикоррупционных органов?"

Кроме того, глава АМЭУ оценил реалистичность заявленного роста контейнерооборота и обещаний по занятости: "В 2024 году украинские порты обработали только 129 тыс TEU. Пропускная способность — более 3,5 млн TEU, а эксплуатационная загрузка — менее 4%. Откуда взяли +500 тысяч?.... Нам говорят — 1000 рабочих мест. А сколько людей работают на других терминалах? Это очередная "красивая цифра" или настоящий расчет?"

Он добавил: "Контейнер — это лишь тара. Его стоимость зависит не от количества металла, а от того, что внутри. А внутри — груз, который создается экономикой, а не PR-постами."

Анализируя общую логику процесса, глава АМЭУ констатировал: "Выглядит ли это прозрачно, логично и по-государственному? Для меня — однозначно нет. НО, я искренне хочу ошибаться!!! И увидеть: настоящую международную компанию (а не какой-то оффшор) реальные инвестиции тысячи созданных рабочих мест развитие инфраструктуры — не в слайдах, а в реальности здоровую конкуренцию и уменьшение стоимости логистики для украинской экономики".

Он также указал на отсутствие понятных международных участников в публичной коммуникации по проекту: "Скрин с FB Премьер-министра о концессии за 3 сентября 2025 года. Кто с кем и что подписал — не владею информацией, но не вижу международных заинтересованных сторон", — резюмировал эксперт.

Напомним, Минразвития инициировало проект государственно-частного партнерства с передачей в концессию Первого и Контейнерного терминалов порта Черноморск на длительный срок. Официальная цель — модернизация инфраструктуры и восстановление контейнерной перевалки, причем стратегические активы остаются в государственной собственности.